Найти тему

Как качественно сфотографировать и обработать ночной пейзаж за 20 минут?

Оглавление
Данный урок предназначен для начинающих астрофотографов. Основан он только на личном опыте и не претендует на звание лучшего.
В этом уроке мы рассмотрим универсальный и качественный урок по обработке фотографий с ночными пейзажами. Вы сможете легко создавать маски, отделяющие небо от земли, а затем обрабатывать все по отдельности, это заметно улучшит ваш уровень обработки. Вам больше не надо будет гадать, какие настройки фотоаппарата настраивать, чтобы исходные кадры были сразу качественными. А освоение этого метода не займет больше часа.
P.S. Данный способ обработки не является правильным и если он Вам покажется ошибочным, Вы можете просто обойти его стороной, а можете дать совет, как сделать лучше. Приветствуется только объективная критика ;)

Что нужно знать о съемке ночных пейзажей?

Единственные отличия ночных пейзажей от дневных в том, что ночью мало света и фотоаппарат работает в экстремальных условиях (поэтому, чтобы качество было высоким - всегда используйте светосильные объективы), и чтобы снять звезды, нужно уехать подальше от светового загрязнения (по ссылке можете изучить карту засветки).

Съемку звездного небо можно разбить на 4 типа:

1. Съемка на штативе одним кадром

2. На штативе с раздельной съемкой земли и неба

3. Съемка на штативе одним кадром с использованием астротрекера.

4. Раздельная съемка неба и земли с использованием астротрекера

Каждый тип съемки идеально подходит в определенных условиях. Рассмотрим подробнее.

Съемка на штативе одним кадром – этот способ самый простой и отлично подходит для съемки: полярных сияний, серебристых облаков, сферических панорам, первых звезд на только темнеющем небе, недалеко от источников уличного освещения.

Съемка на штативе одним кадром с использованием астротрекера – единственное отличие от первого способа в том, что фотоаппарат устанавливается на астротрекер, чтобы компенсировать суточное вращение Земли. Здесь так же можно снимать все, что и в первом способе, но снимки будут более качественными, потому что выдержку на широкоугольных объективах можно ставить до 1 минуты, при скорости вращения 0.5х

На штативе с раздельной съемкой земли и неба – это уже более высокий уровень и используется он в очень темных местах, например, в горах, где нет засветки и земля почти не видна. В таком случае выдержку по земле можно ставить такую, пока земля не будет достаточно проэкспонирована.

Раздельная съемка неба и земли с использованием астротрекера – точно такой же способ как и третий, но в данном случае можно использовать максимально длительную выдержку и для неба, что позволит получать максимально красочное небо, а так же водородные туманности на заводской камере! В разделе «Другие виды съемки и как их обрабатывать» рассмотрим данный пример.

-2

__________________________________________________________________________________________

Как обрабатывать ночные снимки?

Принцип обработки ночных снимков везде практически один. Начните пользовать масками и слоями, только так вы сможете использовать весь потенциал снимка! Всегда обрабатывайте землю и небо отдельно, ведь небо – это источник света, в то время как земля только отражает свет, а разные поверхности по-разному отражают, например, трава будет темнее на снимке чем камни при одних и тех же условиях. Давайте пройдемся по каждому способу и рассмотрим все на примерах.

Съемка на штативе одним кадром

Для того чтобы снимать звезды – используется длительная выдержка. Чтобы звезды оставались в виде точек, для каждого фокусного расстояния объектива выдержка будет разной.

Используя такую выдержку звезды будут оставаться в виде точек, а накопленного света будет достаточно, чтобы небо получилось красочным.
Используя такую выдержку звезды будут оставаться в виде точек, а накопленного света будет достаточно, чтобы небо получилось красочным.
Т.к. Земля вращается вокруг своей оси, звезды на небе не стоят на месте и постоянно находятся в движении. Если использовать очень длительную выдержку, то получатся звездные треки.
Т.к. Земля вращается вокруг своей оси, звезды на небе не стоят на месте и постоянно находятся в движении. Если использовать очень длительную выдержку, то получатся звездные треки.

_____________________________________________________________________________________

Первое и очень важное правильно: снимая на штативе, если камера и объектив позволяют — всегда используйте ISO не ниже 3200 и максимально открытую диафрагму!

Обычно я снимаю в темных местах, небо с использованием астротрекера, землю на длительных выдержках. Без астротрекера я уже давно не снимаю, поэтому рассмотрим пример обработки на фотографии Романа Великоцкого (https://www.instagram.com/romanvelikotsky/)

Nikon D610 + Nikkor 14-24mm @14mm f/2.8 30 secs ISO3200
Nikon D610 + Nikkor 14-24mm @14mm f/2.8 30 secs ISO3200

1. Создаем 2 дубликата слоя (cntrl + j) и называем “land” и “sky” Работаем сначала с землей. Чтобы проявить детали пейзажа, нам нужно растянуть уровни (cntr + L) как на фото:

-6

2. Второй шаг работы с землей - поднять контраст (Image> Adjustments> Brightness/Contrast) земли и максимально выделить основную часть снимка, чтобы это подчеркнуло композицию кадра и зритель сразу увидел то, что вы хотели показать

-7

На нашем кадре основная часть снимка по центру, поэтому выделить было довольно просто. Для того, чтобы выделить нужную область, можно использовать маску.

Сначала создаем еще один дубликат слоя (cntrl +j). Делаем активным верхний слой (кликаем по нем), берем инструмент выделения «Lasso tools”, выделяем нужный нам участок.
Сначала создаем еще один дубликат слоя (cntrl +j). Делаем активным верхний слой (кликаем по нем), берем инструмент выделения «Lasso tools”, выделяем нужный нам участок.
Жмем кнопку в правом нижнем углу «Add layer mask». На нашем слое должна появится черно-белая картинка маски.
Жмем кнопку в правом нижнем углу «Add layer mask». На нашем слое должна появится черно-белая картинка маски.
Настраиваем контраст, яркость чтобы выделить нужный нам участок (сильно этим не увлекайтесь, лучше пусть выглядит естественно).
Настраиваем контраст, яркость чтобы выделить нужный нам участок (сильно этим не увлекайтесь, лучше пусть выглядит естественно).

Далее двойным щелчком мыши по максе переходим во вкладку «properties» и настраиваем параметр «Feather», чтобы смягчить край маски.
Далее двойным щелчком мыши по максе переходим во вкладку «properties» и настраиваем параметр «Feather», чтобы смягчить край маски.

Таким образом вы можете выделить, например, дорогу, уходящую в даль или деревьях, человека, машину, все, что должен увидеть зритель! Такой способ работает везде, не только в ночных кадрах ;)

3. Вернемся к нашему снимку. Землю мы осветлили, детали видны, идея понятна. Теперь надо обработать небо. Как говорилось раньше, небо – это источник света, поэтому оно гораздо ярче земли и уровни надо тянуть меньше.

-13

4. Теперь нам надо настроить правильный балас белого, чтобы небо выглядило натуральным. Обычно с тим хорошо справляется операция Image> Auto Color

-14

5. Далее переходим в Image> Adjustments> Exposure (тот же самый контраст или кривые, только с ним работать проще) и двигаем крайние ползунки в правую сторону, пока результат нас не устроит. Помните, задирать контраст не стоит, лучше меньше, чем больше. Особое внимание уделяйте чтобы на небе играл свет. Именно наличие света или отсутствие света является центральной частью композиции снимка.

-15

6. Далее убираем виньетирование объектива. Filter> Lens correction

-16

7. Немного поднимем насыщенность неба. Image> Adjustments> Vibrance. Инструмент Vibrance – поднимается насыщенность пикселей, которые недостаточно красочные, инструмент Saturation - поднимает насыщенность всех пикселей. Используйте их с умом, не делайте картинку сильно перенасыщенной, это может вызвать ВАУ-эффект, но фотографию быстро забудут.

-17

8. Далее этот шаг стоит выполнять если вы не собираетесь печатать фотографию, или сделайте 2 вариант, для печати и для интернета. Сейчас на фотографии очень много звезд и цвет неба теряется в них, поэтому нам надо их убрать. Для этого переходим в Filter> Noise> Dust&Scratches, ставим 2 пикселя и выполняет эту операцию 1-2 раза, в зависимости от того, на сколько нравится результат. На распечатанной фотографии лучше смотрится, если мелкие звезды не удалять, но решать вам.

-18

9. Самая сложна задача – объединить небо и землю. Для этого выделяем слой «land” и ставим его первым по списку. Открывает следующий инструмент Image> Calcultaion. В Sourse 1 channel – green; в Sourse 2 channel - blue и ставим галочку Invert. Blending подбираем так, чтобы земля была максимально черной или белой, а небо с точность до наоборот.

-19

10. Переходим в меню каналы, у нас создался новый слой Alpha 1. Наша задача сделать небо черным, а землю полностью белой. Это можно сделать инструментами: уровни, контраст, Dodge Tool, Burn Tool

-20

В конечном итоге у нас должна получится такая картинка, после чего выбираем инструмент Lasso Tools, зажимаем клавищу cntrl и левой кнопкой мыши жмем на черно-белую картинку слоя Alpha 1, все должно выделиться Marching Ant. После этого во вкладке каналы, можем нажать на канал RGB что было видно наше фото.

-21

11. Переходим во вкладку слои, смотрим чтобы был выбран слой land. Наживаем кнопку Refine Edge Выбиарем view “on layers” и смотрим что получается с корректировкой некоторых параметров.

-22
-23

Немного подробнее о каждом инструменте в меню Refine Edge:

Radius – его использовать нужно максимум на несколько пикселей, иногда можно совсем не использовать, главное сделать сразу хорошо маску.

Smooth – помогает сделать края маски более аккуратными
Feather - растушевывает края маски, используется чтобы край не был очень резким.
Contrast – делает край маски более контрастным
Shift Edge – смещает край маски, используется если маска была сделана неаккуратно Decontaminate colors – подкрашивает край накладываемого изображения в тон фона.
Refine Radius Tools – уточняет край маски, хорошо использовать, если вдруг где-то есть тонкие ветки, кусты или другие слабоконтрастные объекты
Erase Refinements Tools – удаляет край маски, используется если маской скрывает что-то нужное.

Пример использование инструмента Refine Radius Tools на примере дерева:

-24

12. Немного исправляем цвет земли и наш снимок почти готов!

-25

13. Последний шаг – убираем шумы. Советую использовать Camera Raw не ниже 9.1.1 Смотрим параметры в Noise Reduction и выставляем примерно такие же. Параметры надо подбирать в зависимости от камеры, т.к. разные камеры имеют разные шумы.

-26
Сырой исходник
Сырой исходник
Обработанный
Обработанный

_____________________________________________________________________________________

Другие виды съемки и как их обрабатывать.

Обработка ночных пейзажей везде одна и та же, меняется лишь только способы съемки. Рассмотрим самый сложный процесс обработки: раздельную съемку и неба и земли. В качестве примера возьмем снимок, сделанный в горах на высоте 1700 метров. В таких места обычно очень мало света и земля была очень темной. Ниже можете посмотреть, какой была земля и небо с выдержкой в 1 минуту. Небо очень тусклое, земля очень темная.

-29

Расписывать все то же самое смысла не вижу, поэтому после того, как были сделаны все этапы (описанные в разделе «Съемка на штативе одним кадром») небо получилось таким:

-30

Левый угол был немного не доснят, поэтому небо чуть-чуть растянул инструментом Edit> Transform> Warp. Снимок имеет художественную ценность, поэтому в таких случаях иногда можно чуть-чуть деформировать небо, чтобы не терять композицию. Далее для земли была сделана маска, которая сохраняет и полу прозначность тумана (обведено красным). Такой эффект достигается инструментом Refine Radius Tools в меню работы с масками Refine Edge – нужно просто провести кистью по участку, который надо отредактировать.

-31

Используя такой метод обработки, вы всегда можете качественно обработать землю и небо, чтобы композиция была максимально законченной. Небо будет дополнять землю и наоборот. Конечный результат можете посмотреть ниже

Fujifilm x-e1 35mm f/2.0 30 secs HDR ISO1600
Fujifilm x-e1 35mm f/2.0 30 secs HDR ISO1600

_____________________________________________________________________________________

Какие параметры нужно использовать при съемке различных явлений?

Разные условия съемки делают необходимым использовать разные параметры настройки фотоаппарата. Давайте рассмотрим всевозможные варианты явлений и как правильно выставить параметры, чтобы не испортить кадр и не потратить время в пустую?

Обычный ночной пейзаж (одним кадром или с использованием астротрекера) – используем таблицу вверху для определения выдержки для нашего фокусного расстояния съемки без астротрекера. Диафрагму всегда открываем полностью, либо закрываем на одну ступень, в зависимости от качества объектива. Я советую снимать на f/1.4 или f/2.0, ISO всегда не ниже чем 3200 (исключение сумерки), можно использовать и выше, если камера позволяет. Фокусировка на бесконечность, настраивать фокус можно на любом источнике света, который находится дальше 1 километра от вас. Так же с такими параметрами можно снимать полное лунное затмение, но для лучшего результата – Луну нужно снять отдельно с короткой выдержкой, чтобы она не была засвечена и с помощью маски - поставить на место засвеченной Луны

Fujifilm X-E1 35mm небо ISO800 f/2.8 2min; земляISO2000 f/1.4 13 secs
Fujifilm X-E1 35mm небо ISO800 f/2.8 2min; земляISO2000 f/1.4 13 secs
Fujifilm X-e1 50mm f/2.8 ISO2000 1 min
Fujifilm X-e1 50mm f/2.8 ISO2000 1 min

Сумерки и серебристые облака – так же используем практически открытую диафрагму в зависимости от качество объектива, выдержка от 2 до 20 сек в зависимости от того, на сколько темное небо, ISO можете использовать 800-1600, в зависимости от камеры.

fujifilm x-e1 35mm; f/2.0; ISO800; 5 secs
fujifilm x-e1 35mm; f/2.0; ISO800; 5 secs

Если передний план должен быть более резким, то советую немного прикрывать диафрагму. Для примера снимок ниже был снят на 50мм объектив, диафрагма закрыта до f/2.8 для того, чтобы сохранилась текстура асфальта.

Fujifilm x-e1 50mm f/1.8 ai, 1,5secs f/2.8 ISO400
Fujifilm x-e1 50mm f/1.8 ai, 1,5secs f/2.8 ISO400

Полярные сияния снимаются точно по такому же принципу, т.к. они излучают очень много света и этого достаточно, чтобы земля оставалась хорошо освещенной даже в самых темных местах! Конечно, только если полярное сияние снимается в подходящих широтах ;)

Раздельная съемка неба и земли (с использованием / без использования астротрека) - этот метод следует применять, если Вы хотите получить идеальный снимок в очень темном месте. Основная проблема заключается в том, что земля будет темной как ни крути, и если Вы хотите получить землю с деталями, а не черное пятно, время экспозиции должно составлять минуту или более, ISO 3200 или выше (в зависимости от камеры), диафрагма f / 1.4 - f / 2.8. Помимо этого можно снять несколько одинаковых кадров с землей и сложить их в фотошопе для усреднения шумов, это только улучшит результат. Если вы хотите сфотографировать водородные туманности, используйте те же параметры и для съемки неба.

Fujifilm x-e1 35mm f/2.0 ISO1600 1 min небо; f/4.0 ISO3200 30 secs. земля
Fujifilm x-e1 35mm f/2.0 ISO1600 1 min небо; f/4.0 ISO3200 30 secs. земля

_____________________________________________________________________________________

Спасибо за ваш интерес! Надеюсь статья была полезна :)