#а4мутация - 306/366 - 2 ноября.
Ну вот сейчас, кажется, читаю зеленую 😅 Без шуток, этот анекдот про меня, ведь за свою жизнь я читал очень мало. Точнее не так. Я читал очень мало именно художественной литературы. Это сейчас я с упоением листаю страницы классиков и читаю стихи, но раньше меня сложно было застать за этим занятием. Наверстываю и расширяю пространство для воображения и учусь разворачивать истории, излагая их суть красивым, понятным, художественным языком. Но если я читал, то какие книги и зачем?
С детства мое воображение будоражили астрономические справочники и всякого рода энциклопедии. Помню парочку любимых. Книга, которую я всегда перелистывал и сравнивал текст с иллюстрациями, была довольно красиво оформлена. Родители увидели мое стремление и старались покупать мне книги из цикла "Что есть что?" - вроде как-то так назывались развивающие энциклопедии в формате А3 с качественной полиграфией. Их было приятно держать в руках и каждая перевернутая страница имела свой собственный вес. Да, этих страниц, ввиду размера, в книге было не так много. Наверное около ста, но каждая из них несла целый ворох информации. Моей любимой книгой была про космос.
К сожалению я уже учился в то время, в котором астрономию уже убрали из школьной программы. И на мой взгляд это грандиозное упущение. Космос непостижим и заставляет людей, смотрящих в ночное небо, проявлять смекалку и фантазию, чтобы уложить то, что они видят, в своей голове. Авторы книги не только пытались осознать происходящее "сверху", но еще и изложить это доступным для детей языком. Не знаю почему, но я быстро понял что к чему. Чем так опасен квазар. Кто больше - Антарес или Бетельгейзе. И почему, смотря в небо, мы видим лишь картинки прошлого.
Все это так похоже на увлекательную сказку, что одновременно сложно в это поверить, но и очень хочется, чтобы все написанное оказалось правдой. "Какие же мы маленькие" - подумал я, перелистывая очередную страницу, на которой изображалось наглядно соотношение масштабов известной нам вселеной. В количестве ноликов после единицы можно запутаться уже после пояса астероидов между Марсом и Юпитером. Бытует теория о том, что этот пояс раньше был такой же планетой как наша, но судьба к ней была не так благосклонна и Фаэтон (так называлась эта гипотетическая планета) погиб в каком-то катаклизме, оставив после себя лишь груду каменей и льда.
Я таскал эти книги в школу, но особого восторга у других детей они не вызывали. Вызывали, кажется, скуку? Наверное. Единственным человеком, кто с удивлением оценил мои увлечения, была учительница физики. Так что да, иногда я приносил "пятерки" домой, но в целом я был не самым прилежным учеником, надо сказать 🙃
Развитая фантазия и стремление познать непознанное делали меня невосприимчивым к указкам "сверху", ведь я не делал ничего плохого, как мне казалось. Все в рамках морали книг, которые я читал. А в этих книгах было черным по белому написано и показано, что мы - мелкие букашки в масштабах космоса. А значит какая разница, что будет делать отдельно взятая букашка, если пытаться разглядеть нашу планету с орбиты Нептуна например? Все казалось мне таким второстепенным. Кто-то скажет мне, что "плохо так думать", но ведь я и не говорил, что это хорошо. Во вселеной нет понятия "хорошо" или "плохо", она просто существует, объекты в ней появляются и бесследно исчезают и невозможно дать этим событиям оценку, ведь не в наших силах повлиять на рождение новой звезды.
Еще одна книга, которая меня цепляла постоянно - это огромная энциклопедия, в которой содержались всевозможные карты территории СССР. Книга была невероятно толстой, периодически в ней можно было "залипнуть" на одну из карт. Больше всего я любил рассматривать карты всяких железных дорог. Одинокие линии, пронизывающие степи и горные массивы, сплетались в масштабные клубки возле больших городов. Там находились сортировочные станции, заводы, перегонные пути, уходившие в тупик. И я сново возвращался назад на станцию, очерчивая пальцем этот путь, чтобы найти новый, ведущий на север, к океану, а затем мне нужно было попасть к границам Китая и искать новые кусочки этой территориальном мозаики. Мне было не понятно, как все это можно было построить, ведь рельсы такие тяжелые, а понимать масштаб я уже тогда научился и прекрасно себе представлял, что значит тысяча километров железной дороги. Это невероятный труд сотен людей.
Неужели все это мы построили? Сколько же сил вложено. Невероятно. Мне хотелось проехать по всем этим вензелям, которые выписывали темные начертания на картах. Я без устали листал справочники, но бабушка заставляла учить "Бородино" или читать вслух на скорость, засекая на секундомере одну минуту, а затем подсчитывая слова. Результаты были посредственные и я до сих пор не особо быстро читаю, проговаривая внутренним голосом каждое слово. Мне это кажется более интересным, чем "читать наискосок", этой технике я пытался научиться тоже, но не хватает усердия и "книгочасов" похоже 😀
Кажется сейчас, когда я вдоволь насмотрелся в небо и знаю, что там к чему, после того, как проехался по Транссибирской магистрали можно и Чехова, например, почитать. У него тоже есть свой собственный космос, в котором он творец и глашатай законов гравитации. Со временем я научился распознавать нечто великое и масштабное в умах других людей, не важно, живших столетия назад или же сейчас, по соседству. Любой может создать собственную вселенную и распоряжаться ею безраздельно.
Жаль, что эта истина описывается мало где и к ней приходится так осторожно и вкрадчиво подбираться годами. Это было для меня сюрпризом.