Найти тему

Почему я перестал отправлять сотрудников на онайн-курсы?

Оглавление

Вы когда-нибудь ловили себя на мысли, что результат и масштаб бизнеса зависят только от людей, которые вас окружают. С одной командой можно добиваться результатов, которые по началу кажутся вполне нормальными, но потом приходит другой человек (или команда) и все, над чем работали в поте лица целый год, вам удается сделать за месяц. В один месяц вы уложили все, что не получалось сделать целый год! Почему такая разница? Все просто. Пришел настоящий руководитель. Он понимает идею, чувствует команду, фокусируется на главном и ведет всех точно к результату.

В один момент я чуть не потерял компанию из-за ошибки в назначении нового руководителя
В один момент я чуть не потерял компанию из-за ошибки в назначении нового руководителя

Такое происходит нечасто, потому что обычно руководителем мы назначаем просто хорошего сотрудника. Он экспериментирует над собой, над бизнесом, над коллегами, проходит время… А ведь был же хороший исполнитель! Год упущен, и мы ищем нового руководителя. Это не редкость, не частный случай, это системная проблема российского бизнеса. В стране огромная нехватка хороших руководителей среднего звена.

Я сооснователь Группы компаний «Твинс Технологии». В штате нашей группы компаний сейчас больше 200 человек. Каждый раз, запуская новый бизнес или проект в рамках действующих компаний, мы сталкивались примерно с одной и той же ситуацией. Сначала мы быстро растем, пока все движется на вдохновении и «пинках» лидера, потом, дойдя до первых продаж и команды 10-15 человек, рост сильно замедляется, а многие начинания гибнут. И жалко не столько вложенных денег, сколько упущенного времени. А еще печальнее становится, когда ты видишь, что аналогичная идея взлетела у конкурентов.

Как обучать руководителей без потерь для бизнеса

Проблема в том, что люди с задатками настоящих руководителей видны в только бою. Там же в бою вырабатываются и навыки управления. Бесполезно давать молодому руководителю читать книги или показывать мотивационные видео о том, как управлять командой. Все это несомненно полезно, но только когда ложится на уже набитые шишки: проваленные переговоры и проекты, слезы уволенных сотрудников, разбежавшиеся команды. Но у собственников бизнеса нет ни времени, ни денег на такие эксперименты в своей компании. Никто не хочет «резать по живому».

В странах, где действительно работает рыночная экономика и задача обучения руководителей стоит еще острее, начали думать, как решать эту проблему. Интересную идею предложил американский ученый, физик, биолог, нобелевский лауреат Ричард Фейнман. Оказывается, мозг человека может получить опыт, не переживая его. Воображение – настолько мощный инструмент, что если попросить человека представить ситуацию и предложить ему в этих вымышленных условиях решить проблему, то он переживет ее почти как вживую. Важно НЕ ДАВАТЬ верный ответ до того, как испытуемый предложит свой вариант решения. Это называется обучение через ошибку.

«Не понимаю, что такое с людьми: они учатся не через понимание, а каким-то другим способом – механическим запоминанием, что ли. Из-за этого их знания очень шатки!».

Ричард Фейнман, «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!»

Главное, чтобы испытуемый был погружен в контекст и был ограничен по времени. Например, задайте ему вопрос: «Что ты будешь делать, если лучший сотрудник уходит? Через 10 минут он придет к тебе с заявлением на увольнение, а завтра уже стартует важный проект». Мозг начинает работать совершенно по-другому, когда тебя сначала спрашивают, как бы ты поступил, и только потом дают эталонный ответ наставника или эксперта.

Создается ситуация, в которой необходимость действовать здесь и сейчас помогает нарисовать схему решения. В этот момент срабатывает обновление мыслительного аппарата, который отвечает за критическое мышление, через Perception-Action Cycle (цикл «восприятие—действие»). Решив проблему, вы испытываете радость. Это классическая дофаминовая петля в гейм-дизайне. Процесс откладывается в памяти как прожитый опыт.

Большинство же обучающих программ построено по классическому варианту: ты смотришь набор обучающих видео и потом выполняешь тесты. Видео не заставляют мозг работать. Мы настолько привыкли к непрерывному потоку контента (YouTube, ленты соцсетей, телевизор), что заставлять среднестатистического человека запоминать и переживать информацию в пассивном режиме практически бесполезно. Уверен, что все это вы испытывали на себе, когда после часа просмотра обучающих роликов не могли вспомнить, о чем они были.

Симулятор как возможность заставить мозг учиться по-новому

Подход, предложенный Ричардом Фейнманом, реализуют через бизнес-симулятор. Представьте, что вы герой игры, в которой вам нужно вырасти от линейного сотрудника до руководителя отдела. Каждый новый уровень – это набор реальных бизнес-ситуаций, которые вы переживаете (наем, увольнение, принятие решений, мотивация, проведение совещаний), а каждая новая часть игры – это рост в должности и принятие новой порции ответственности (за команду, за проект, за финансовый план). Все связано единым сюжетом.

Вы двигаетесь по сюжетной линии и, взаимодействуя с другими героями, решаете одну проблему за другой под руководством опытного, хоть и виртуального, наставника. Это ваша возможность набить виртуальные шишки, которые ваш мозг запомнит как реальный опыт.

Кто-то возразит, что потерять деньги в игре и в реальности – это разные вещи. Но уверяю вас, мозг запомнит и то и другое приблизительно одинаково. Просто попробуйте серьезнее подойти к игре.

Тренд обучения через погружение в виртуальные бизнес-сценарии набирает обороты во всем мире. Международные образовательные платформы Coursera, Udemy пока только экспериментируют с подобными инструментами. Перестроиться с классического формата видеоуроков им непросто. Стартапы более динамичны в этом плане. Пример такого подхода можно увидеть в российско-американском стартапе Cerevrum. Они одни из пионеров в применении формата бизнес-симулятора для обучения.

В России среди первых образовательных платформ, которые реализовали подход к обучению руководителей через сценарный бизнес-симулятор, была академия WakeUp.

Один из основателей академии – Максим Батырев, автор книг-бестселлеров «45 татуировок продавана» и «45 татуировок менеджера». На базе симулятора в WakeUp уже выпустили несколько программ для руководителей и продавцов. До 2025 года обещают выпустить 45 обучающих треков по самым востребованным скиллам.

Во многих компаниях книга «45 татуировок менеджера» стала главной книгой для руководителя
Во многих компаниях книга «45 татуировок менеджера» стала главной книгой для руководителя

Можно подумать, что решения в формате симулятора очень сложны в реализации. На самом деле это не так. Подобные симуляторы – это не какая-то суперсовременная реалити-технология. Это правильный микс формата подачи информации пользователю, контента и методологии обучения. Всю остальную красоту пользователь нарисует в своем воображении сам.

Попробовать механику бизнес-симулятора можно на треке «Учись учиться» в рамка учебных программ WakeUp.

Рост рынка образовательных стартапов в России

Методики эффективного потребления информации очень быстро меняются, а вместе с ними меняются подходы к обучению. Российский рынок EdTech — технологических образовательных проектов — достиг 30 миллиардов рублей в год, и он очень быстро растет. Этого достаточно, что бы крупные игроки начали обращать на него внимание и инвестировали деньги в перспективные образовательные платформы. Это значит, что совсем скоро мы увидим платформы-университеты с разными механиками обучения и стажировок.

Хотите пройти симулятор подготовки руководителей? Регистрируйтесь на https://ikombat.ru

Старт новой группы уже 15 ноября!