Найти тему
Даруль Фикр

О строительстве мечети в Медине

Оглавление

Переселение Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Медину, по сути, означало начало строительства первого в мире исламского общества. Это было возвещением о появлении исламского государства под руководством его первого создателя Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Для создания такого государства Посланник Аллаха ﷺ нацелился на закладку трех его важнейших основ и начал делать свои первые шаги в их реализации.

Три основы строительства исламского государства — это:

  1. Строительство мечети.
  2. Общее братание всех мусульман и отдельное - мухаджиров и ансаров.
  3. Составление договора, определяющего внутренний порядок организации взаимоотношений между мусульманами и разъясняющего в общей форме порядок организации взаимоотношений мусульман с остальными гражданами (в том числе в отдельной форме - с иудеями).

Рассмотрим сначала вопрос о строительстве мечети.

Как нами уже было упомянуто ранее, верблюдица Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, опустилась на колени на месте, принадлежавшем двум юношам-сиротам из числа ансар — на том месте, которое еще до переселения Посланника Аллаха ﷺ в Медину Ас'ад ибн Зурара избрал местом для совершения молитв со своими сподвижниками.

Поэтому Посланник Аллаха ﷺ приказал построить мечеть именно на этом месте.

Он позвал юношей, которые находились под опекой Аc'ада ибн Зурара, да будет доволен им Аллах, и предложил им за участок земли цену, на что они ответили:

«Нет! О Посланник Аллаха, мы дарим тебе его».

Но Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не принял их предложение и выкупил у них этот участок за десять динаров. [1]

На этом участке находились заброшенные могилы многобожников, какие-то развалины, пальмы и заросли терновника. Могилы и развалины убрали, а кусты и деревья вырубили. Были вкопаны пальмы в ряд в целях обозначения киблы (направления совершения молитвы). Расстояние от киблы до противоположной стороны мечети достигало ста локтей, а ширина мечети была примерно такой же или немногим меньше. Затем были возведены стены из кирпича и глины. Во время строительства мечети Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вместе со всеми мухаджирами и ансарами перетаскивал кирпичи и камни. Кибла была направлена на север (в сторону Иерусалима). Крышу перекрыли пальмовыми ветвями, столбы были сделаны из стволов пальм. Посланнику Аллаха было предложено:

«А не перекрыть ли крышу?»

Он ответил:

«Делать шатер, подобный шатру Моисея, покрытый ветвями деревьев и соломой? Смерть ближе, чем это занятие». [2]

Что касается пола, то это была просто насыпь песка и мелких камней.

Передает Бухари в своем достоверном сборнике от Анаса ибн Малика, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыв в Медину, остановился в возвышенной части города — в квартале, жителями которого являлись члены рода Амра ибн Ауфа. У них он провёл четырнадцать ночей. Затем он послал за главами рода ан-Наджар, и те пришли, будучи опоясанными в свои сабли. Анас ибн Малик сказал:

«Перед моими глазами стоит эта картина прошлого — вот Посланник Аллаха сидит на своем верховом животном, Абу Бакр за ним, а главы племени ан-Наджар вокруг него, и так они дошли до крыльца (дома) Абу Айюба».

Посланник Аллаха обычно молился там, где его заставало время молитвы (он даже молился в овечьих загонах).

Со временем он распорядился о возведении мечети. Он послал за главами племени ан-Наджар и, когда они пришли, сказал им:

«Племя Наджар, оцените ваше ограждение (т.е. огражденную землю - примечание переводчика)».

Те ответили:

«Клянемся Аллахом — мы не взыщем с тебя цены за нее, разве только попросим за это милости у Аллаха».

А было на этой земле лишь то, что я подтверждаю — на ней были пальмы, могилы многобожников и заброшенные строения. Поэтому Посланник Аллаха ﷺ распорядился о пальмах — они были срублены, а также о могилах многобожников — они были убраны, а также о заброшенных строениях они были выровнены с землей. Они вкопали пальмы в ряд, обозначив тем самым киблу (михраб), а по её бокам положили камни. В присутствии Посланника Аллаха ﷺ они слагали стихи, и кто-то из них говорил:

«О Аллах, нет добра, кроме добра мира последнего, так помоги же ансарам и переселенцам!» [3]

В таком виде мечеть Посланника Аллаха ﷺ простояла вплоть до правления ‘Умара, да будет доволен им Аллах, который впоследствии видоизменил и усовершенствовал ее. Тем не менее, при этом ‘Умар придерживался архитектуры Пророка ﷺ, используя те же материалы. Затем во времена ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, мечеть подверглась серьезным изменениям. Стены мечети были сооружены из высеченного камня и гипса. [4]

[1] См. Бухари (4/258), «Табакат» ибн Са'да (2/4), «Иляму ас-Саджид фи Ахкями-ль-Масаджид» аз-Заркаши (стр. 223) и другие книги о сире Пророка ﷺ. Но у Бухари не упоминается о том, что Посланник Аллаха ﷺ выкупил участок земли за десять динаров. В «фатхе» сказано: «Муса ибн ‘Укба упоминает, что он, да благословит его Аллах и приветствует, выкупил его за десять динаров». Аль-Вакыди добавил, что эти деньги заплатил Абy Бакр, да будет доволен им Аллах.

[2] См. «Табакат» ибн Са'да (2/5)

[3] Бухари (1/111).

[4] «Иляму ас-Саджид» (224-225).