Здравствуйте, дамы и господа, уважаемые читатели. Мыльная опера по летней практике продолжается. Сегодня буду рассказывать о деревьях и не только.
Граф Леонтович, как человек богатый и влиятельный в своей округе, имел свои причуды. Одним из увлечений помещика являлись деревья. То ли товарищ восхищался красотой Уманского дендропарка (он тогда уже существовал), то ли замахнулся повторить европейские дендрарии в миниатюре, нам неведомо. Средства и связи позволяли разгуляться широкой русской душе. Началась кропотливая работа по собранию коллекции. Не мудрствуя лукаво, Леонтович выделил под дендрарий участок позади имения. Чтобы выходя на веранду (не столь потрёпанную тогда), он видел дело рук своих (и крепостных тоже, разумеется). Уже через несколько лет проявилась первая и главная проблема. Человеческий век короток, а деревья растут медленно. Увидеть конечный результат трудов Леонтовичу было не суждено. Но дело его осталось. Задел, созданный при жизни графа, сохранился на десятилетия. Долгое время дендропарк пребывал в запустении, он пережил несколько мощных бурь, часть деревьев погибла. Только в 20-е годы ХХ века о наследии Леонтовича вспомнили. Тогда как раз искали место под промышленное производство лекарственных растений и вспомогательную инфраструктуру. Пустующие здания бывшей помещичьей усадьбы оказались очень кстати. Дендропарк поначалу хотели окончательно вырубить, настолько в плачевном состоянии он находился. Но нашлись умные люди, которые рассмотрели потенциал. В свободное от основной работы время, сотрудники новообразованной Станции приводили территорию дендропарка в порядок. Со временем его ценность удалось доказать и перед вышестоящим начальством. Началось пополнение коллекции и замена утраченных экземпляров.
Схема дендропарка классическая. Геометрически правильные участки, разделенные грунтовыми дорогами. Как я понял, рода деревьев образуют Аллеи. Например, Тополиная Аллея, Буковая аллея и прочие. Отличием дендропарка Леонтовича от других является отсутствие информационных табличек. О том, какое именно дерево растёт в конкретном месте, знают только сотрудники Станции и каталоги, зачастую напечатанные еще на машинке. Широкой публике эта информация недоступна. Возможно, такое решение и правильное. Массовых экскурсий сюда не водят, а специалисты и им сочувствующие (вроде нас) всегда могут получить консультацию профессионалов.
Кстати, эти самые профессионалы категорически не рекомендовали брать из дендропарка семенной материал: шишки, жёлуди и прочее. Интеллектуальная собственность, это раз. Чрезвычайно малые шансы на получение всходов, это два. Ладно, Центральная Украина, там при наличии терпения дуб из желудя можно вырастить. Но на Донбассе это вряд ли возможно. Ни почва, ни климат, не подходят. Проверено на себе. Наша кафедра фармакогнозии очень просила привезти с Березоточья саженцы растений. Посмотрели, чего нет на собственной плантации, и раскидали искомые растения между студентами. Мне досталась секуринега полукустарниковая. Лекарственное растение в виде небольшого куста, используется для получения некоторых алкалоидов. В Березоточье она растёт как живая изгородь, образуя заросли. Выбрал растение покрепче. Выкопал, во влажной земле привёз домой. Предварительно посадил на даче, чтобы лучше прижилось. Полив, световой режим, все соблюдалось. В итоге растение погибло. Как утверждали научные руководители, это не первая неудачная попытка акклиматизировать секуринегу у нас. Не приживается, как ни старайся.
В дендропарке мне удалось побывать и много раз. Несколько дней мы там работали. Выпалывали сорняки в водосточных желобах, выравнивали дороги. По некоторым дорогам движение минимальное, почва не утрамбованная и рыхлая. Любой маломальский дождь размывает грунт. Работа не тяжелая и не долгая. Достают комары, прячущиеся в тени листвы. Кусаются муравьи, которым перешел дорогу. Зато ты в окружении столетних деревьев. Один этот факт перекрывает все неудобства. Можно и поработать. Часто на аллеи дендропарка приходил просто так. Думается здесь лучше, воздух немного другой.
Доминантой древесного парка считается 300-летний дуб. Подозреваю, что вокруг него Леонтович и строил свое детище. Дерево уставшее и очень старое, но все равно умудряется давать урожай желудей. Еще оно засветилось в кинематографе. Сцена свадьбы в картине «Свадьба в Малиновке» снималась возле нашего дуба. Вообще, тут места очень киношные. В какой-то полусотне километров расположена гоголевская Диканька. Так и ждешь, что темной ночью мимо нарождающегося месяца пролетит чёрт с Вакулой на загривке.
В Березоточье много ив. Подземные воды близко, для них это идеальные условия. Ивы в основном взрослые, отростков не дают. При этом конкуренции с другими деревьями я не заметил. Посмотрите на фото, плакучая красавица мирно соседствует с лиственными и хвойными коллегами. Да, массовых хвойных насаждений здесь нет. Но те ели и сосны, что имеются, очень высокие, очень возрастные, с развитой кроной.
Одним из любопытных экземпляров древесных растений является слоновье дерево. Такое название оно получило из-за огромных листьев характерной формы. Калечить дерево и отрывать листья я не стал, но субъективно в один единственный лист можно обернуть голову взрослого человека. Представляете размеры. Плоды слоновьего дерева похожи на плоды акации, только во много раз длиннее. Висят такие стручки по полметра и до пяти сантиметров в поперечнике. Представляю, какой грохот стоит после созревания плодов и «выстреливания» семян. Вопреки экзотическому происхождению, слоновье дерево прекрасно переносит нашу зиму и заморозки в -30 ему не доставляют хлопот. Объяснить сей феномен не могут даже мастистые учёные. Жить хочет, вот и приспосабливается.
Растут в Березоточье и берёзы. Как не быть, название обязывает! Одиночных деревьев я не видел, обычно они встречаются группами. По этой причине шибко высокими черно-белые модницы не вырастают. Стоят вдоль дороги, весело шуршат ветками в компании других деревьев.