Найти тему
Советская авиация

Это уже история: Тушинский аэродром в начале 1990-х годов

Оглавление

В прошлой статье я поверхностно пробежался по истории бывшего аэродрома в Тушино. Так стоянка аэродрома выглядела в 1991 году. Видим огромное количество Як-52, «Вильг» и несколько Ан-2 в цветах ВВС. Давайте посмотрим подробнее, какая техника тут находилась.

Фото: А. Джус
Фото: А. Джус

В альбоме у одного замечательного англичанина emdjt42 я нашёл фотографии Тушино образца 1993 года. С их помощью я покажу, какие борта стояли здесь в то время, а я от себя добавлю, какой была дальнейшая судьба некоторых машин.

Два зачехлённых польских самолёта PZL-104 Wilga. В СССР такие самолёты активно использовались для буксировки планёров.

Фото: emdjt42
Фото: emdjt42

Як-52, который то ли замазали, то ли отмывают от чудовищной зелёной краски, имитирующей цвета ВВС.

Фото: emdjt42
Фото: emdjt42

Ещё один Як-52, проходящий ремонт или обслуживание двигателя.

Несколько Як-18Т. Первый приватизирован в 1991 году, сейчас в Оёке летает по заданиям Авиалесоохраны. Про второй и третий ничего не известно.

Далее следуют многочисленные «Аннушки».

Ан-2Т ФЛА РФ-01101 был порезан в Тушино около 1994 года.

Фото: emdjt42
Фото: emdjt42

Этот Ан-2 в 1991 году в рамках рекламного тура долетел аж до Австралии!

Фото: emdjt42
Фото: emdjt42
Фото: Андрей Волков
Фото: Андрей Волков
Фото: Андрей Волков
Фото: Андрей Волков

Теперь его бренные останки хранятся на МАРЗе в Балашихе.

Фото: Сергей Рябцев
Фото: Сергей Рябцев

Ан-2Р Федерации лёгкой авиации (ФЛА) летал до середины 1990-х годов, а кончил свои дни в забвении вблизи деревни Никитино в Талдомском районе в 2008 году под именем «Медина».

А этот «кукурузник» пал жертвой жадности своих хозяев. Он не только был весь покрыт рекламными надписями, но и эксплуатировался для перевозки коммерческих грузов. Слово Дмитрию Комиссарову:

Мне тогда работник аэродрома рассказывал: в феврале 1990 года нужно было везти из Тушино какой-то груз. Для одного Ан-2 - многовато, для двух - мало. Но решили: авось, обойдётся! Запихали весь груз в один самолёт, а на взлёте он из-за слишком задней центровки тут же свалился и упал плашмя. Год спустя самолёт оттащили за ангар и разобрали на запчасти.

Как уточнил Андрей Иванов, «каким-то грузом» были парашютисты.

Фото: emdjt42
Фото: emdjt42

Этот Ан-2 в окраске ВВС перелетел в Волосово, где до сих пор хранится его фюзеляж в качестве тренажёра.

А вот про этих красавцев ничего не известно. Они либо перешли в частные руки и сменили регистрацию, либо были распилены.

Как это часто бывает, рядом с самолётами базировались и вертолёты.

Парочка Ми-2. Первый, принадлежавший Центральному аэроклубу (ЦАК), был полностью покрыт рекламой. Он потом постоял в Дракино, пока не был приобретён Московским авиаремонтным заводом (МАРЗ) и не модернизирован до Ми-2М. Оснащён двигателями АИ-450 и новой авионикой. Сегодня он летает под собственным именем «Борисфен».

Второй, из ДОСААФ, сохранил окраску ВВС СССР. До сих пор где-то стоит на хранении, если верить реестру.

Фото: emdjt42
Фото: emdjt42

Теперь пара вертолётов покрупнее. Три разных Ми-8, в том числе один пассажирской модификации, но из ВВС.

До 2002 года аэродром Тушино имел 3 класс и был способен принимать воздушные суда Ан-24, Ан-26, Ан-30. На аэродроме базировалось несколько Ан-24Б ВВС России.

А это не Ан-26, как может показаться на первый взгляд. Это транспортная модификация пассажирского самолёта, Ан-24Т.

Фото: emdjt42
Фото: emdjt42

Была в Тушино и модификация Ан-26 с более мощными двигателями АИ-20, под названием Ан-32. В 1993 году этот Ан-32Б принадлежал «Аэролиту», а в 1994 году перешёл во владение авиакомпании «Московские воздушные линии» (Moscow Airways).

Этот самый самолёт стал причиной самой крупной в истории авиакатастрофы по количеству жертв на земле. 8 января 1996 года он совершал грузовой рейс из Киншасы в Кахембу, но при разбеге по ВПП из-за перегруза не смог подняться в воздух и врезался в рынок, который был расположен прямо за территорией аэропорта. Погибло 298 человек. Из шести членов экипажа погиб только бортмеханик.

Фото: АР
Фото: АР

«Братишка» предыдущего Ан-32Б, со следующим по порядку бортовым номером, прожил не сильно дольше. В 1994 году «Московские Авиалинии» продали его африканским авиакомпаниям, где он 5 мая 1998 года был повреждён во время вынужденной посадки на поле в ЮАР и впоследствии списан.

Фото: emdjt42
Фото: emdjt42

Наконец, мы дошли до двух раритетных, исторических бортов, хранившихся в Тушино в начале 1990-х годов.

Первый ‒ знаменитый Ли-2, перешедший в частные руки и получивший регистрационный номер RA-1300K. Именно здесь, в Тушино, в 1992-1993 годах этот самолёт был восстановлен до лётного состояния и самостоятельно покинул аэродром.

Фото: emdjt42
Фото: emdjt42

К сожалению, в 26 июня 2004 года из-за ошибки экипажа этот прекрасный самолёт потерпел катастрофу сразу после взлёта из Мячково. Погибли все три члена экипажа и один пассажир, в том числе владелец самолёта Олег Лякишев, вице-президент ФЛА РФ.

Фото: 2iceman
Фото: 2iceman

Это был последний летающий Ли-2 в России. Сейчас единственный лётный экземпляр Ли-2 имеется только у венгерского частника.

Фото: emdjt42
Фото: emdjt42

А вот история второго исторического борта не такая грустная. Этот Ил-14М принадлежал ДОСААФ. В послевоенное время на нём летал трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин (спасибо Андрею Иванову за уточнение). После 1991 года самолёт перешёл в частные руки, был восстановлен в 1993 году. Много летал под эгидой ФЛА России, пока в 2010 году не встал на хранение в Остафьево. В 2020 году самолёт обрёл нового владельца и есть твёрдая уверенность, что скоро мы вновь увидим его в воздухе.

Фото: emdjt42
Фото: emdjt42

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!