Мистика. Куда же без нее )))
Об Олончанах (описание строго научное) можно почитать здесь. Эта статья о поверьях жителей Олонецкой губернии (1853 г.)
Здешние обширные дикие леса и озера не так пустынны, как это кажется. В них живут лесовики, водовики, русалки и др. Поселяне хорошо их знают; правда люди новые, приезжие мало их видят, это точно; в особенности духи не любят показываться тем, кто сомневается в их существовании; но поселянам часто они попадаются.
В озерах встречаются им русалки, прекрасные женщины, которые при закате солнца плещутся, играют в воде, выходят на берег и расчесывают своим мокрые, зеленые волосы. В некоторых озерах есть целые подводные царства русалок.
В болоте лесовик всегда сыграет с мужичком какую-нибудь неладную штуку. Хотите вызвать лесовика, стоит только нарубить молодых березок и верхушками сложить в середину, потом – снять с себя крест и, став посередине этих березок, крикнуть: дедушка! Он тотчас явится. В каждом дому есть хозяин, он, другая половина, дедушка домовой. Угодно вам видеть и его; в светлый праздник, между заутренней и обедней отправляйтесь в хлев; там в каком-нибудь углу он непременно стоит, лицом к стене. Иногда в лесу попадается сам нечистый; он имеет наружность не весьма красивую. Очевидцы рассказывают что он весь мохнатый, с зелеными волосами на голове и бороде, с козлиными ногами и с предлинным хвостом. Нечистый много причиняет бед; в лето каждый пастух должен непременно подарить ему корову, не то он рассердится и перепортит все стадо.
Черти, в особенности водовики, большие охотники до картежной игры, играют между собою в горку, или три листика (и карты-то ведь чертовская выдумка!), проигрывают друг другу озера или реки с рыбою; иногда они играют в карты и с людьми (разумеется кто посмелее) , более с мельниками. Известно, что мельники продувной народ; случается что и самого нечистого проведут. Иные черти страшные пьяницы; в кабаке, взяв за уши ведро, выпивают из него всю водку одним глотком; после целовальник станет искать водки, нет нигде, выпито, и разумеется иногда и добрых людей попутает, а всему виною черт, он выпил. Поселяне Олонецкого края часто ходят по своим лесам дремучим. Углубившись в них с переброшенной за спину винтовкой, они бродят целый день и возвращаются поздно, ночью или иногда остаются ночевать в лесной чаще; тогда то воображение их населяет пустыню: птица перелетит с ветки на ветку, лягушка перескочит под мокрыми листьями, - это лесовик дает о себе знать; они крестятся и тихо творят молитву. Бродя по лесу, они встречают духов, и беседуют с таинственными видениями своими. Единственное оружие здешних простолюдинов против нечистой силы в случае враждебных ее действий есть крест и молитва.
Множество белок в лесу почитается признаком войны. Перед 1812 годом, по словам старожилов, столько появилось белок, что они стаями бегали в городах, по улицам и рассаживались по крышам домов. Рябчик от того не высоко и не быстро летает, что он наказан Богом за свое воровство и хищничество; прежде он выше поднимался и скорее летал, по словам Олончан. Свечка, потухнувшая под венцом у жениха или невесты есть признак недолговечности, даже скорой смерти.
Первоисточник текста: Военно-статистическое обозрение Российской империи : издаваемое по высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального штаба [трудами офицеров Генерального штаба]. - СПб. : Тип. Деп. Ген. Штаба, 1848-1858. - Загл. Т. 16, ч. 5 : Статистические описания губерний и областей Российской империи, по высочайшему повелению издаваемые Департаментом Генерального штаба Военного министерства.
Т. 2 : Северо-Восточные губернии : Ч. 1-4. - 1850-1853.
Т. 2, ч. 2 : Олонецкая губерния / [по рекогносцировкам и материалам, собр. на месте, сост. Циммерман]. - 1853. - [6], 130 с., [5] л. табл. : табл. - На шмуцтит. загл. : Военно-статистическое обозрение Олонецкой губернии.