Афиша югославского фильма 1969 года «Кровавая сказка» (Krvava bajka) не оставляет места для интерпретации, как и его название. Эта лента посвящёна памяти людей, погибших в результате массовых расстрелов, и, как таковую, её чрезвычайно трудно смотреть – особенно потому, что история рассказана с точки зрения детей.
Действие происходит в 1941 году во время оккупации территории Сербии войсками вермахта. В городах оставшихся мужчин отправляют на принудительные работы, а детей выгоняют из школ, и они слоняются по улицам в поисках пищи для себя или своих семей. Несмотря на хаос и всеобщую неразбериху, жители города Крагуевац изо всех сил стараются поддерживать прежнее нормальное существование. Всё ещё происходят свадьбы и другие торжества, а дети умудряются играть и радоваться.
Группа мальчишек во главе с Пиляком чистит обувь горожанам для того чтобы хоть немного заработать в это трудное время. Однако, когда немецкие солдаты тоже решают воспользоваться их услугами, некоторые из ребят занимают принципиальную позицию и в знак протеста против захвата города отказываются прислуживать солдатам. Но для других детей первостепенную роль играют их пустые желудки.
В окрестностях же продолжают наращивать сопротивление партизанские отряды, и активные действия одного из них убеждают немецкое командование, что нужно преподать населению урок – пример всем мужчинам и мальчикам из Крагуеваца.
– Получается, мы их убиваем просто за то, что они сербы?
– Или за то, что они не немцы.
Несмотря на год создания фильма, он не выглядит устаревшим и находится на одном уровне с некоторыми из современных работ о Второй мировой войне, такими как, например, «Мальчик в полосатой пижаме», а архаичные декорации, колорит и реквизит только добавляют привлекательности картине. Нельзя обнаружить и никакой принудительной игры среди разношёрстного детского актёрского состава, что свидетельствует либо об умелом режиссёрском руководстве и/или о необработанном природном таланте.
Большая часть насилия только подразумевается и остаётся за кадром, но это лишь усиливает тревогу, воздействуя на зрителя на подсознательном уровне. Немало впечатляет операторская работа, которая предлагает самые разные ракурсы обзора, позволяющие смотреть на происходящее глазами детей. Камера постоянно перемещается вместе с героями, а съёмки крупным планом, особенно одна из финальных сцен, никого не оставят равнодушным. Драма так эффектно выстраивается к закономерной трагической развязке, что безо всяких колебаний вызовет слезу у любой аудитории.
Хотя Пиляк обозначен лидером мальчишек-чистильщиков, общий ход повествования не имеет к нему подавляющего отношения, поэтому фильм не является этюдом отдельного персонажа, как, например, шедевр Элема Климова «Иди и смотри». Но в целом характерный элемент coming-of-age (взросления) здесь присутствует, и финальная сцена убедит в этом кого угодно.
P.S. «Кровавой сказкой» называется также песня, написанная сербкой Десанкой Максимович сразу по следам трагедии в Крагуеваце. В 1971 году этот фильм шёл в советском прокате под названием «Когда цвели маки». А знаменитый советский певец Марк Бернес в своё время исполнял песню «Последний урок», посвященную драматическим событиям в этом сербском городе.
Понравилась статья? Тогда не поленитесь нажать на лайк. Желаете ознакомиться ещё с чем-то подобным? Тогда не забудьте подписаться на канал. Есть что самим сказать? Тогда смело пишите комментарии. Репост также всячески приветствуется 📃