В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялся концерт ведущего солиста Нажмиддина Мавлянова, приуроченный к его сорокалетию и десятилетию служения во второй московской опере
Программу в двух отделениях назвали афористично: «Из дальних странствий». Но подошел бы и другой хедлайн – тот, который про Чацкого из «Онегина»: Нажмиддин Мавлянов буквально прорвался через всевозможные пограничные санитарно-эпидемиологические кордоны после своих дебютных выступлений в Венской государственной опере, чтобы отпеть сольник в родном театре. Увы, такие времена. Они печальным образом отразились и на заполненности зала: публики не было столько, сколько заслуживает талант артиста. Но это обстоятельство компенсировалось горячим приемом – аплодисменты были шквальными, особенно в конце, когда артиста долго не отпускали со сцены.
Перед концертом к залу обратился худрук оперной труппы Александр Титель, охарактеризовавший солиста. Никому неизвестный певец из Узбекистана, замеченный руководством «Стасика» на Конкурсе Глинки, где он даже не прошел в финал, тогда же, десять лет назад ярко дебютировал на московской сцене (в премьере «Силы судьбы») и за прошедшие годы с лихвой окупил выданный аванс. Только на родной сцене спел 17 ведущих партий, а были еще и второстепенные, от которых трудоголик Мавлянов никогда не отказывается. А были еще и другие сцены, где певец исполнил далеко не только те партии, что подготовил в «Стасике»: в России покорены сцены Большого и Мариинки, за рубежом – Ковент-Гарден, Метрополитен-опера, берлинская «Дойче опер» и другие.
Несмотря на впечатляющие международные успехи, Мавлянов остается верен своему московскому дому, всякий раз сюда возвращаясь и активно присутствуя в афише. На первом сольнике в родных стенах он показал самые разные работы. Начал экзотично – короткой и экспрессивной арией Кайса из оперы «Лейли и Меджнун» Глиэра – Садыкова, тем самым напомнив о своих истоках, ведь до Москвы Мавлянов восемь лет был солистом Большого театра Узбекистана в Ташкенте, спел там немало как мировой классики, так и национальных опер.
Из не петого в «Стасике» прозвучали также арии из «Андре Шенье», «Манон Леско», «Садко», дуэты из «Сельской чести», «Отелло», терцет из «Эрнани». Образ героического поэта-революционера как нельзя лучше подходит благородной и одновременно страстной манере певца: монолог Шенье стал первым номером программы, справедливо вызвавшим бурную реакцию публики. Голос певца – темный спинтовый тенор, обладающий завидной ровностью регистров, гомогенностью звучания по всему диапазону и обжигающими, несколько силовыми верхами, сразу захватывает слушателя яркостью и насыщенностью. Присущая ранее некоторая матовость звука сегодня явно преодолена – металлического звона стало заметно больше, что благотворно отражается на балансе с оркестром. Веристские партии сегодня очень гармоничны в исполнении артиста – его экспрессивная манера и звуковая мощь, которые он демонстрирует щедро, более чем уместны в эстетике позднего итальянского романтизма.
Но Мавлянов умеет петь по-разному: не только ярко и пробивно – иные, в том числе и нежнейшие краски проявились в том же Де Грие, в хитовой арии с цветком из «Кармен», в раздольной песне Садко «Ой, ты темная дубравушка». Образцом контрастного пения, когда переключение из стихийного драматизма на тонкие ощущения делается поистине мастерски, стала великолепно сыгранная ария Германа «Что наша жизнь?»
Партнерами Мавлянова в концерте выступили солистки МАМТ – меццо Лариса Андреева, сопрано Наталья Петрожицкая – и баритон Мариинского театра Роман Бурденко. Помимо ансамблевых номеров каждый из них исполнил по арии. Лариса Андреева блеснула ярким верхним регистром в арии Принцессы Буйонской из «Адриенны Лекуврёр», а Наталья Петрожицкая чересчур увлеклась пианиссимо в арии Луизы из одноименной оперы Шарпантье. Идеальным вокалистом предстал Бурденко, чье владение голосом абсолютно, а тембр воистину золотой. Он спел трудную и не очень выигрышную арию Карлоса из «Силы судьбы» – так, что буквально взорвал зал. Наибольшей гармонии в ансамблевых номерах солистам удалось добиться в дуэтах из «Силы судьбы» и «Отелло» (оба спели Мавлянов и Бурденко), а также в хитовой Баркаролле из «Сказок Гофмана» (Петрожицкая и Андреева). А вот терцет из «Эрнани» получился не слишком убедительным – были и небольшие помарки с синхронностью, и явное несоответствие «весовой категории» сопрано для партии Эльвиры.
На бис счастливый «виновник торжества» исполнил знаменитую «Гранаду» Лары, абсолютно растопив сердца собравшихся. Весь вечер за пультом оркестра театра находился его музыкальный руководитель Феликс Коробов. Оркестр исполнил увертюру к «Силе судьбы» и «Рассвет на Москве-реке» из «Хованщины». Эти номера были выбраны неслучайно. Первый – из оперы, определившей музыкальную судьбу юбиляра в Москве. Второй – из произведения, в котором Мавлянов поет две важнейшие партии (Андрея Хованского и Голицына).
2 ноября 2020 г., "Играем с начала"