Найти тему
Уральский краевед

Ускользающий след

В темноте ночи едва угадывался рваный гребень Гумпкапая. Сотнями метров ниже вершины, отсветы костра терялись в глубине чащобы. Осыпи горы подступали к таёжной опушке. В тайге, человеку одному, в десятках километров от жилья, не слишком уютно. Жутковато, но любопытство пересиливало страх, а верный карабин вселял уверенность. Глядя в сторону безмолвной вершины, Володя пару раз пронзительно свистнул. Так и есть - довольно скоро, с невидимых склонов «горы Великана», прозвучал ответный свист, затем, удаляясь - ещё и ещё.

Переутомление может вызвать ночные страхи, слуховые галлюцинации. Нет, на этот раз сомнений не оставалось: поблизости бродил «лесной человек». Владимир Полин - охотник из Ивделя, рассказывая эту историю, добавил, что как-то весною, в низовье реки Лозьвы, видел на пятнах апрельского снега огромные следы. Эти следы были явно не медвежьи, а какого-то неизвестного существа, и с куста снял клок рыжеватой шерсти.

Гумпкапай
Гумпкапай

Одно время, Володя считал, что под видом неведомого «снежного человека» скрывается обыкновенный зверь - урод. Физическое уродство, аномалии у людей и у других животных не в диковинку. Сейчас мнение охотника изменилось, накопленные факты говорят в пользу невероятного. В утвердительных ответах таёжных жителей - манси слышится скрытое отрицание.

Из путаного рассказа трудно создать реальную картину. Дело не в плохом знании русского языка. Рождённый в тайге, и жизнь проводя в глухомани, манси скуп на слова, не договаривает того, что, по его мнению, может повредить природному организму. Такое отношение у манси и к «лесному человеку». Кроме самого факта встречи с реликтом, большего из манси не вытянешь.

Был случай, когда в верховье Лозьвы, у таёжного костра, во время сна, на двух охотников - манси напало человекообразное диво. Лесное существо схватило одного из охотников, подняло как ребёнка, и он в ужасе закричал. Второй охотник не растерялся, стал громко ругать «лесного человека», прогонять, и тот, бросив добычу, ушёл в темноту ночи…

Приходилось пару раз бывать в истоках Лозьвы - таинственном горно-таёжном уголке Северного Урала, стоять лагерем на склонах Отортена. В сумерках, перед уходом в палатку спать, явственно чувствуешь на своей спине чужой взгляд со стороны далёких скал.

Отортен
Отортен

На необжитых просторах уральского Севера и геологи-поисковики время от времени встречаются с пришельцем из ледниковой эпохи. Встречи для людей всегда неожиданные. Все очевидцы - и жители тайги и геологи отмечают до двух метров рост, рыжеватую шерсть, звериный облик незнакомца, не отличающимся дружелюбием к человеку.

Учёные выдвигают всяческие гипотезы, но серьёзных полевых исследований не проводилось, да и предмет поиска достаточно необычен. К потаённой зоологии Северного Урала относится ещё один феномен.

На этот раз наш туристский маршрут лежал к Острой Сопке горного массива Чистоп, к верховью Северной Тошемки, сплавом по этой реке, осмотром жертвенных костеносных пещер возле устья речки Забытая. Справа по ходу виднелись южные склоны «спины лошади» - горы Чистоп. Внизу, сквозь просветы деревьев, поблескивала быстрая Тошемка.

Чистоп
Чистоп

После очередного короткого отдыха, двинулись дальше, но темп ходьбы резко упал. Как обычно, идя впереди группы, вдруг начал ощущать неимоверную тяжесть в ногах. Двадцатикилограммовый рюкзак не стал тяжелее, но каждый шаг стоил больших усилий. Вокруг лежала унылая местность: поляны с пожухлой травой, колдобины - лесное гнильё, высохшие на корню деревья. Возникло странное чувство необъяснимой тревоги и желание вырваться из невидимого кольца. Впереди наметился спуск в долину безымянного притока Северной Тошемки.

Возле ручья увидели охотничью избёнку - старую, низенькую, с плоской крышей, срубленную на одного - двух человек, с очагом из дикого камня и нарами из берёзовых жердей. Возле избы костровище с валявшимся на земле прокопчённым котелком. К стене приделан навес. Повидимому избёнка эта - одно из пристанищ семейства манси Бахтияровых, которые, судя по письменным источникам, пришли в восемнадцатом веке из Вишерского края и у восточного подножия уральского хребта обрели новую родину.

Изба
Изба

Неожиданно под навесом увидели белеющий скелет. Кости принадлежали несомненно пресмыкающемуся. Длина скелета не менее полуметра, диаметр около двадцати сантиметров, рёбра в хорошей сохранности, небольшой, узкий череп, зубы, от вида которых становилось не по себе. Складывалось впечатление, что перед нами останки детёныша ползающей твари. Внутренне передёрнувшись, представили особь в зрелом возрасте…

На вид кости не старые. Скелет мы оставили не тронутым, без сожаления покинув странное место.

Устное народное творчество оставило сведения о сказочных персонажах - Великом Полозе, Змее, Ящере, якобы живших на Урале. Трудно признать за правду народное поверие, но, например, учёный восемнадцатого века П.С. Паллас, всерьёз упоминает об уральском удаве - гигантской бревноподобной змее.

Манси и сегодня не сомневаются в существовании Ялпинг-уя – «священного зверя» - ящерицы бурого цвета длиной метров десять и толщиной сантиметров двадцать. Ящерица живёт в дупле, у воды, спит на дереве, оставляя на коре следы своей чешуи…

Изобразительное искусство хантов и манси также содержит зооморфные мотивы, связанные со «священным зверем».

В семнадцатом - восемнадцатом веках, в связи с промышленным освоением Среднего Урала, изменяется экологическая ситуация. Можно предположить, что под антропогенным воздействием реликтовые особи ушли вслед за остяками и вогулами - предками хантов и манси на север Урала, где частью вымерли, частью адаптировались в новой природной среде.