Автор Подоплелов Александр Михайлович
«Пермакультура - это основанная на этике наука дизайна устойчивых систем».
Джеф Лотон
В современном обществе существует стойкий стереотип, что занятие сельским хозяйством – это тяжелый физический труд. С этим трудно не согласится, но нельзя ли заставить силы природы работать на человека и превратить тяжёлую физическую работу в захватывающий творческий процесс познания природы и себя? Как раз этим и занимается пермакультура от англ. permanent agriculture - «долговременное сельское хозяйство»- сознательное проектирование и поддержание сельскохозяйственных продуктивных экосистем, которые характеризуются многообразием, устойчивостью, способностью к восстановлению, как и природные экосистемы. Это гармоничная интеграция земли и людей, которая обеспечивает им еду, энергию, укрытие и другие материальные и нематериальные потребности устойчивым образом [1].
Пермакультура, как система дизайна, в равной степени занимается растениями, животными, строениями, а также инфраструктурой (водой, энергией и коммуникациями). Тем не менее, пермакультура не связана непосредственно с этими вещами, а скорее ориентирована на создание взаимосвязей между всеми компонентами природы, окружающими человека. В основе пермакультуры лежит наблюдение за естественными системами, традиционное сельское хозяйство, а также современные научно-технические знания.
Наиболее известными практиками пермакультуры являются: японский фермер и философ Масанобу Фукуока, австрийский фермер Зепп Хольцер и австралийские ученые и пропагандисты пермакультуры Билл Моллисон, Дэвид Холмгрен и Джефф Лотон, которые независимо пришли к схожим идеям природосберегающего землепользования.
В середине 1970-х Билл Моллисон и Дэвид Холмгрен начали развивать идеи о стабильных системах агрокультуры. Причиной этому послужил стремительный рост истощения земель и водных ресурсов методами современной агрокультуры, уничтожающими биоразнообразиеи миллиарды тонн верхнего слоя почвы с ранее плодородных земель. Свои идеи они изложили в книгах «Пермакультура Один» (1978 г.) и «Пермакультура Два» (1979 г.). Позднее Билл Моллисон обучил природному дизайну тысячи студентов более чем в 80 странах мира. К середине 1980-х во многих странах появились пермакультурные центры, а идеи пермакультуры внедрялись в активно развивающихся экопоселениях.
В своей книге «Введение в пермакультуру» [2] Билл Моллисон пишет об этике пермакультуры как совокупности моральных убеждений и конкретных поступков, цель которых состоит в том, чтобы обеспечить существование человечества на Земле. В пермакультуре принимается тройная этика, которая включает: заботу о Земле (о всех живых и неживых компонентах природы); заботу о людях (удовлетворение потребностей в еде, крыше над головой, образовании, достойной работе, а также в человеческом общении); а также вложение собственного свободного времени, денег и материалов для того, чтобы первые две цели могли быть осуществлены наилучшим образом.
Философия пермакультуры подразумевает работу вместе с природой, а не против неё; длительное и вдумчивое наблюдение, а не длительное бездумное действие; рассмотрение систем в разрезе всех их функций, а не востребование только одного полезного продукта от них; и возможность эволюционирования систем. Сотрудничество, а не соревнование - вот ключ ко всему.
Почему этический подход является очень важным с точки зрения пермакультурного дизайна? Потому что у любой задачи существует множество решений, а этика позволяет отсечь те, которые, казалось бы, дают быстрый результат, но проигрывают в долгосрочной перспективе, а, значит, не работают на повышение эффективности системы в целом. Часто внимательного и этического отношения к природе бывает достаточно, чтобы увидеть готовое решение, лежащее на поверхности, но которое раньше не приходило в голову в силу психологической инерции.
Например, монокультурные посадки удобны с точки зрения ухаживания, проведения различных работ, сбора урожая, но большая концентрация одинаковых растений на одном месте, неестественная для дикой природы, привлекает вредителей. При этом можно пойти по пути борьбы с ними, например, с помощью пестицидов, но страдают полезные насекомые, а остатки ядохимикатов могут попасть в организм человека. С точки зрения этики такой путь неприемлем, а применение этического подхода в этом случае заставляет взглянуть на проблему более широко - выйти за рамки устоявшихся стереотипов и, например: использовать поликультурные посадки, создавать барьеры из растений-репеллентов, а также привлекать специальными растениями хищных насекомых.
Для осуществления успешного природного дизайна необходимо учитывать принципы пермакультуры, которые являются основой любого дизайна в условиях любого климата и при любом масштабе выполняемых работ. Они, в свою очередь, сформулированы на основе принципов, относящихся к самым различным дисциплинам, таким как: экология, энергосбережение, ландшафтная архитектура и естествознание. Другими словами, пермакультурный дизайн является системой, собирающей в один паттерн концептуальные, материальные и стратегические компоненты. В качестве примера приведем некоторые принципы пермакультуры [2]:
1) Относительное расположение. Основой пермакультуры является дизайн. Дизайн, в свою очередь, это взаимосвязь компонентов. Поэтому в основе системы не вода, дерево или животные сами по себе, а то, как эти вещи соединены между собой. Такой подход - полная противоположность тому, чему учили в школе. В современной системе образования все преподносится в разорванном виде, и между компонентами не прослеживается никакой связи. Пермакультура же, напротив, создает связь, ибо как только вы обретаете ее, то становится, к примеру, возможным обеспечивать кур кормом, производимым близ растущими деревьями. Для того чтобы наделить какой-либо компонент дизайна (пруд, дом, участок леса, огород, ветролом и так далее) максимальной эффективностью, необходимо прежде всего разместить его в соответствующем месте. Например, запруда или резервуары для воды размещаются над домом, чтобы для подачи воды вместо насоса можно было использовать гравитацию. Ветроломы размещаются таким образом, чтобы они отклоняли ветер, но не заслоняли дом от солнца в зимнее время. Организуется взаимосвязь между всеми элементами таким образом, чтобы потребности одного элемента удовлетворялись за счет производимого другим элементом. Для этого необходимо изучить основные характеристики каждого элемента, их потребности, а также производимые ими полезные продукты и отходы.
2) Каждый элемент осуществляет множество функций. Например, пруд может использоваться для ирригации, обеспечения животных водой, для аквакультур, а также в целях пожарной безопасности, ко всему прочему он является средой обитания для водоплавающих птиц и рыб, выполняя при этом функцию светового отражателя.
3) Каждая важная функция осуществляется за счет многих элементов. Например, для обеспечения пожарной безопасности в пространство участка включаются несколько элементов: пруд, подъездная дорога, огнестойкие виды деревьев, из которых устроена изгородь; вода собирается несколькими способами, начиная от запруд и резервуаров и заканчивая устройством специальных траншей-водосборников, а также путем применения особых приемов вспашки для подъема уровня грунтовых вод.
4) Эффективное энергопланирование. Элементы размещаются в зависимости от интенсивности использования (зонное планирование), с целью контроля над внешними энергиями (секторное планирование), а также с учетом эффективного направления потока энергии (склоны или возвышенности). Так, элементы, которые необходимо посещать ежедневно: теплица, курятник, огород, должны быть помещены вблизи дома, тогда как места, которые не нуждаются в таком внимании: сад, пастбище, участок леса, можно разместить на некотором расстоянии. Все естественные виды энергии, такие как: свет, ветер, дождь, огонь, вода приходят извне нашей системы и проходят сквозь нее. Для облегчения задачи использования этой энергии составляется секторная диаграмма участка, в которой указываются направления: потенциального возникновения пожаров, холодных, горячих, сильных или пыльных ветров, зимнего и летнего солнца и т.д.
5) Использование биологических ресурсов. Например, гуси и стелющиеся травы вместо косилок; биологические способы борьбы с вредителями вместо пестицидов; куры и свиньи вместо культиваторов, механического уничтожения сорняков и искусственных удобрений.
6) Замкнутый энергоцикл. Остановка утечки энергии и питательных веществ за пределы конкретного места и придание процессу циклического характера, чтобы, например, кухонные отходы были использованы для компоста, вода, которая была уже использована в доме, затем употреблялась для поливки, опавшая листва сгребалась бы вокруг деревьев и служила мульчей и т.д.
7) Кромочный эффект. Кромкой называется промежуточное пространство, находящееся между двумя различными средами. Это, например, граница между водой и воздухом. Это береговая линия между сушей и водой. Это область между степью и лесом. Продуктивность на границе между двумя различными средами (суша-вода, лес-степь, устье реки-море, поле-сад) увеличивается, благодаря тому, что здесь задействованы ресурсы обоих экосистем.
Таким образом, пермакультура является интенсивной методикой применения знаний, воображения и творческого потенциала человека, ориентированная на реальный результат – повышение эффективности системы. При этом в пермакультуре на первый план выходит не энергия или финансовые ресурсы, а интенсивность работы с информацией. Именно качество доступной информации и присущий конкретным людям образ мышления определяют конечную продуктивность системы в значительно большей степени, нежели размер и качество территории. Например, даже краткое знакомство с биографиями мастеров пермакультуры позволяет сделать вывод о том, что все они являются неординарными, проактивными личностями, которые смогли предложить цивилизации альтернативный путь развития на основе природного дизайна.
Ссылки на использованные источники:
- Билл Моллисон. Пермакультура. Руководство для дизайнеров. – Махачкала: Алеф, 2019.
- Билл Моллисон, Рени Мия Слей. Введение в пермакультуру, 2004.
- Использованный иллюстративный материал заимствован из общедоступных ресурсов интернета, не содержащих указаний на авторов этих материалов и каких-либо ограничений для их заимствования.
+ Ваши дополнительные возможности:
60 материалов VIKENT.RU по теме «Функционально-стоимостной анализ»
158 материалов VIKENT.RU по теме «Картины мира»
ВИДЕО: СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ и КОНТР-ИНСТИНКТИВНОСТЬ