Найти тему

Реставрация картины Михаила Нестерова «Святая Русь»

30 октября 2020 года в Центре мультимедиа Русского музея прошел онлайн мастер-класс «Картина Михаила Нестерова «Святая Русь». Этапы и процесс реставрации».

Мастер-класс провела Ольга Юрьевна Клёнова, ведущий художник-реставратор Русского музея, которая принимала непосредственное участие в работах по восстановлению известного произведения из музейного собрания — картины «Святая Русь» (1905).

Слушатели узнали о том, как были решены проблемы сохранности картины, смогли увидеть все этапы восстановления полотна – от перемещения картины в корпус Бенуа для проведения работ до ее возвращения и презентации посетителям музея. Кроме того, Ольга Юрьевна поделилась некоторыми профессиональными открытиями, которые были сделаны реставраторами Русского музея во время проведения реставрации.

Картина Михаила Нестерова, поступившая в коллекцию Русского музея в 1921 году, считается одним из наиболее характерных произведений русского искусства «серебряного века». На рубеже XIX — XX веков в России получают распространение религиозно-философские идеи, сутью которых становится познание духовной природы русского человека и российской государственности, размышление об их дальнейшей исторической судьбе. Произведения Нестерова во-многом были отражением этих исканий.

«Святую Русь» художник считал своеобразным итогом своего творчества, говоря, что «после нее хоть и на покой — все главное будет сказано». Содержание полотна, по замыслу автора, определяли евангельские слова: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою Вы».

Нестеров задумал изобразить саму Русь — хранительницу истинно христианской веры, и весь русский народ, который движется к своему нравственно-религиозному идеалу. Художник работал на картиной на протяжении шести лет: неоднократно менял композицию и цветовое решение, переделывал образы, переписывал целые фрагменты.

Эти трансформации позднее плохо повлияли на состояние сохранности полотна. Многослойность, отсутствие межслойных обработок, фактурные прописки по высохшему красочному слою, привели к возникновению закономерных процессов нарушения связи между слоями. Естественные процессы старения вызывали развитие кракелюра — мелких трещинок на поверхности картины. Со временем к этому добавились и другие дефекты. К 2019 году техническое состояние картины требовало сложной комплексной реставрации.

Онлайн-трансляция мастер-класса организована в рамках работы Филиала Русского музея в городе Кемерово на площадке Музея изобразительных искусств Кузбасса, где накануне, 29 октября 2020 года, открылась первая выставка картины «Святая Русь» вне стен Русского музея. Это стало возможно благодаря внеочередной реставрации, которая была проведена на благотворительные средства ПАО «Газпром» и завершилась осенью 2019 года.

Мастер-класс организован совместно с образовательным проектом «Друзья Петербурга», который реализуется ПАО «Газпром» при поддержке Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Администрации Санкт-Петербурга. Благодаря онлайн-трансляции из Центра мультимедиа Русского музея секреты мастерства узнали не только выступающие слушателями мастер-класса профессиональные реставраторы, но и студенты профильных средних и высших учебных заведений России.