Найти в Дзене

Мир праздников и счастливого страха <Кошмар перед Рождеством>

В 1993 году мир увидел мультфильм, который и по сей день остается классикой хорошего хэллоуинского кукольного мюзикла с добрым и светлым ужасом. Разумеется речь сегодня пойдет про мультфильм не без известного Тима Бертнона, короля кукольной мультипликации и взрослых сказок... а зачастую и не таких уж и взрослых. Я расскажу интересные факты о мультфильме, его уникальности, влиянии на культуру и о том, почему мультфильм не оценили после выхода. Однако, обо всем по порядку.

Немного отступления: я не буду рассказывать о сюжете самого мультфильма, как никак ему уже 27 лет и его многие уже смотрели. Моя цель рассказать вам того, о чем вы не знали. Данный мультфильм имеет уже кучу разборов и обзор так что паразитировать на контенте, который себя изжил в рамках этого фильма, я не буду. А теперь поехали.

Кошмар перед Рождеством- это проект, как не странно, не только одного Тима Бертона. Режиссёром фильма числиться некий Генри Селик (Бертон тогда работал над фильмом Бетмен Возвращается) и если вы не слышали об этом человеке, то это не удивительно. Он прославился именно что этим мультфильмом в своей карьере, но фамилия Бертона легко затмила его минуту славы. Сам Генри на слуху только у узкого круга людей так как был причастен к разработчикам не без известной игры Little Nightmares, а именно к не вышедшему сериалу в 2019 году.
Сценаристов у мультфильма было несколько, и Тим Бертон был так же одним из них. Продюсеров же было чуть ли не 10 человек. Да, над мультфильмом работало много людей, но основную "душу" в нее вложил именно маэстро кукольной мультипликации и stop motion.

-2

Забавно, но впервые Джек, герой мультфильма, появился впервые аж в 1988 году (а в последствии появлялся еще в других проектах Тима). Вы спрашиваете где же он мог засветится? А он засветился в фильме Битлджус, а точнее в маленькой эпизодической сценке. Он вертелся на карусели, которая устроилась на экстравагантной шляпе Битлджуса. В последствии Джек так же засветился в следующем кукольном проекте, а именно Джеймс и гигантский персик в 1996 году.
Причем сама идея мультфильма зародилась в далеком 1982, когда работая на студии
Диснея, Тим Бертон написать стихотворение, главным действующим лицом которого стал Джек Скеллингтон.

В городке «Хэллоуин» осень, лист последний опадал,
В одиночестве скелет Джек час полночный коротал!
На холме сидел, скучая, долговязый и худой,
И, с летучей мышью схожий, поправлял он галстук свой!
В городке «Хэллоуин» грустно, ни терпенья нет, ни сил!
«Тошнотворны страх и ужас, и пугать я разлюбил!
В чьи-то сны ночным кошмаром надоело проникать,
Леденящие кровь взгляды опротивело бросать!
И болят от танцев ноги, я устал лежать в гробу!...
Перевод Игорь Прикащев

Разумеется, после популярности Бертона из за множества других хороших мультфильмов и фильмов в последствии слава пришла на должном уровне и к его Хэллоуинскому мультфильму, что не раз находило свое отражение у других авторов. Он появлялся в рекламе Диснея, в японской игре Kingdom Hearts, в японском журнале о моде Gothic & Lolita Bible, в серии Симпсонов Рождественское приключение Гомера, в Коралина в стране Кошмаров можно увидеть лицо Джека Скеллингтона в яичном желтке и еще в множестве проектов.
Но неужели в начале мультфильм не был так популярен? Если верить кинопоиску и еще парочке сайтов, то нет. При бюджете в 18 млн он собрал только 50, что по меркам современного бизнеса не так уж и много. В 93 году сборы были куда скромнее. Плюс Бертон работал над
Бетменом в том году, который с лихвой переплюнул тогда и затмил великолепный мультфильм. Как всегда слава пришла только со временем, но зато какая.

Некоторые кадры имеют... довольно взрослые отсылки )
Некоторые кадры имеют... довольно взрослые отсылки )

Так а что по созданию мультфильма и почему подобных проектов так мало? Все дело в сложности создания и во времени. Чтобы снять одну секунду фильма, аниматорам нужно было сделать около 24 поворотов конечностей кукол ввиду чего над мультфильмом работали более 3х лет. Да, сейчас можно вполне использовать компьютерную графику, но тогда вся магия кукольной stop-motion испарится. Возьмите еще в расчет множество миниатюр, множества костюмов, героев, их варианты и их лица и выйдет просто титаническая работа. Причем над мультфильмом работало более 100 человек.
Для
Кошмара было создано около 60 уникальных персонажей, при этом для каждого имелось еще по несколько дублеров. Для самого Джека, как для главного героя и того, кто был чаще всего в кадре, было создано аж 400 штук голов с разной гримасой. Ввиду всех этих факторов и возросших бюджетов не многие режиссёры согласны создавать проекты, как Кошмар перед рождеством. Из последних похожих можно вспомнить, разве что, Остров собак 2018 года, а если близкий по духу, то Франкенвини 2012 года, от того же Тима Бертона, или Каролину в стране кошмаров 2009. Кстати, многие люди заблуждаются и считают, что Каролину снял Тим Бертон, но это не так. Режиссёром был, известный уже нам, Генри Селик.

А вот и он работает на Кошмаром
А вот и он работает на Кошмаром

Так что по итогу? Кошмар перед Рождеством- это титаническая работа маэстро кукольных мультфильмов который прошел не легкий путь признания во всем мире. Он до сих пор у всех на слуху, считается классикой кинематографа и неофициальным хэллоуинским вечерним кинцом (на уровне Иронии судьбы в новый год). Хэлуин прошел друзья мои, но пересмотреть эту жемчужину мультипликации я рекомендую хоть сейчас. А если не смотрели, то бегом смотреть.
Как всегда комментарии всегда открыты для ваших правок, высказывания мнений или простого общения. А на этом у меня все и спасибо за дочитывание.