Найти тему
Мел

5 причин популярности воспитания, основанного на чувстве стыда

Оглавление

Несмотря на тонны издаваемой правильной литературы от Гиппенрейтер, Петрановской, Корчака и прочих, в нашем обществе до сих пор пользуется популярностью метод воспитания, основанный на формировании в ребёнке чувства стыда. Стыда за свои неправильные поступки, за грубые слова, за непредсказуемые реакции. В чём же причина популярности такого метода?

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

1. Родители не знают, что можно воспитывать по-другому

-2

Этим часто грешат представители более старшего поколения, особенно бабушки и тёти. Но и более молодые родители до сих пор пребывают во власти расхожего заблуждения, что если ребёнка не стыдить, то он не научится вести себя правильно и уважать старших.

«Не подходи ко мне, я обиделась», «Как тебе не стыдно так вести себя на людях», «С тобой никто не захочет дружить, если ты будешь продолжать так разговаривать». Эти высказывания направлены на формирование в ребёнке чувства стыда, исходя из которого он должен поменять своё поведение.

2. Эффективность в изменении поведения ребёнка

-3

Поскольку дети очень привязаны к близким им взрослым, такой манипулятивный способ воздействия, как стыд, действительно меняет поведение ребёнка. Из боязни разрушить установившиеся связи ребёнок готов меняться, но это не его желание, а лишь потребность в восстановлении контакта со взрослым. Одновременно с этим в ребёнке нарастает чувство нехорошести, критичности по отношению к себе. За этим обычно следует заниженная самооценка, которая не может стать надёжной опорой в его дальнейшем развитии.

3. Пристыдить ребёнка проще, чем постараться вникнуть в истинные причины его плохого поведения

-4

Поведенческий подход игнорирует то, что скрыто за внешними проявлениями. Чтобы разобраться, почему ребёнок совершает тот или иной поступок, нужно уметь правильно задавать вопросы, иметь желание выяснить настоящую причину, а также предложить приемлемый способ, который поможет выразить ребёнку его желания или чувства. Иногда придётся менять поведение и самим взрослым. Не удивительно, что вместо такого подробного разбора полётов, родители и прочие родственники часто выбирают способ пристыжения.

4. Перенос ответственности за плохое поведение ребёнка на самого ребёнка

-5

Это не взрослые не научили ребёнка правильно выражать свои требования, это ребёнок сам такой. Это взрослым стыдно за его поведение, а не ребёнок запутался, растерялся и не смог адекватно самовыразиться. Когда мы начинаем стыдить ребёнка, мы тут же разрываем с ним отношения и оставляем его самого справляться с той ситуацией, которая итак выбила у него почву из-под ног. Вместо нашей опоры и поддержки он принимает на себя большой пласт ответственности за собственное воспитание, с которым он ещё не в состоянии справиться в силу своего возраста.

5. Передышка для взрослого в моменты, которые не поддаются его контролю

-6

Когда мы теряем кажущийся контроль над другим человеком, это всегда вызывает бурю эмоций, особенно, если мы считаем, что право на контроль нам дано по старшинству. Перепробовав методы угрозы и стыда, рассказав ребёнку, какой он такой-сякой, мы отряхиваем руки и остаёмся в сторонке в ожидании, что как волна нахлынула, так и отхлынет. Управлению процессом многие взрослые предпочитают демонстративное наблюдение. Чтобы в итоге можно было сказать, «вот видишь, теперь ты стал другим, и я снова готов с тобой общаться». При этом задача взрослого сводится к тому, чтобы просто держать себя в руках. Какие инструменты при этом использует ребёнок, чтобы восстановить собственное душевное равновесие, остаётся за рамками такого подхода.

К слову сказать, истинное чувство стыда формируется в ребёнке не под угрозой разрыва отношений со взрослыми, а из внутренней осознанности, продиктованной ценностями, усвоенными в процессе роста. Стыдно ходить без трусиков, не потому что бабушка стыдит, а потому что ребёнок сам дорос до возраста, когда формируются первые понятия интимности. Стыдно быть грубым со старшими не потому, что эти старшие могут обидеться и уйти, а потому что я люблю их этих старших, даже когда они меня стыдят, и не хочу делать им больно своими словами.

А если посмотреть под другим углом: ведь взрослые тоже делают больно ребёнку своим отторжением, когда стыдят и не принимают. Вот и получается, что воспитание из чувства стыда на самом деле учит ребёнка не правильному поведению, а даёт в его руки инструмент, который в итоге обернётся против самих же воспитателей. Манипуляции они такие.