Москва – удивительный город. Порой своеобразная архитектура его зданий и необычная планировка, расположенных в них квартир вызывает искреннее удивление. Особенно в этом отношении впечатляют постройки первых десятилетий советской власти, проводившей настоящие жилищные эксперименты над своими гражданами. В советские годы в столице было известно несколько писательских домов, самым удивительным из которых стало жилое здание по адресу Камергерский переулок д.2
От княжеских палат до обители служителей Пегаса
Когда-то на месте пересечения Камергерского переулка и Тверской улицы на протяжении нескольких столетий располагалось обширное поместье действительного тайного советника, светлейшего князя Сергея Михайловича Голицына.
Постройки усадьбы неоднократно горели и возводились вновь, пока знаменитый пожар Москвы 1812 года не уничтожил их целиком. Впоследствии на месте княжеских палат было воздвигнуто трехэтажное здание, в чьих помещениях в первые послереволюционные годы была расположена штаб-квартира Всероссийского общества «Долой Безграмотность» под руководством Н.К. Крупской, супруги вождя мирового пролетариата В.И. Ленина. Очевидно, аура данного места располагала не только к борьбе с безграмотностью, но и к созданию выдающихся литературных произведений, поскольку в 1929 году руководством города было принято решение о сносе старого здания и постройке на его месте семиэтажного жилого дома для нужд жилищного кооперативного товарищества «Крестьянская газета» имени Л.Б. Красина по проекту архитектора С.Е. Чернышева.
Писатель должен быть аскетом
Внешне дом получился достаточно красивым. Недаром в наши дни в нем разместилась Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. При этом внутренние помещения здания у современных жителей города вызывают немало вопросов и недоумения. Несмотря на то, что дом изначально проектировался, как жилое здание квартиры в нем расположены по гостиничному типу. В своей массе это двухкомнатные апартаменты, в которых кухня почему-то находилась в небольших комнатках без окон, ванных же не было совсем. Тем не менее, поскольку квартиры предназначались для именитых писателей, которые в советские годы являлись достаточно обеспеченными людьми, многие из них самостоятельно сооружали в коридорах данных квартирок ванны, отгораживая часть площади символическими перегородками. В то же время объяснить подобный минимализм в жилищном вопросе одного из первых писательских домов Москвы можно тем фактом, что в 1920-1930-е годы в столице было модно создание домов-коммун. Предполагалось, что в квартирах подобных зданий жильцы будут только спать, а всю хозяйственно-бытовую жизнь вести в обще-домовых помещениях. Очевидно, под данные цели и проектировался жилой дом по адресу Камергерский переулок д.2. Хотя справедливости ради стоит отметить, что подобные удивительные квартиры были лишь в одной половине здания, окна которой выходили на Камергерский переулок. Квартиры же, обращенные во двор дома имели уже не две, а четыре комнаты с просторными ванными, большими кухнями и удобными прихожими.
Дом для классика
Заселяться в данное необычное строение жильцы начали знойным летом 1931 года. Поскольку квартиры в доме поблизости от Кремля выделялись исключительно именитым литераторам, ордера на жилье получили семьи поэтов и писателей, составлявших цвет советской литературы: А.П. Платонов, В.В. Вишневский, Л.Н. Сейфуллина, М.А. Светлов, М.Б. Колосов, В.М. Инбер, Н.Н. Асеев, Ю.К. Олеша, И.П. Уткин, А.Г. Малышкин, М.Г. Розанов, Э.Г. Багрицкий, К.Л. Зелинский, В.М. Бахметьев, М.С. Голодный, В.Т. Кириллов, Я.М. Алтаузов, Б.Н. Агапов, Я.З. Шведов, А.К. Гастев, В.П. Ильенков, Б.Я. Ясенский и многие другие. Причем жилье досталось не всем желающим. Известно, что в очереди на квартиру в писательском доме стоял В.В. Маяковский и другие популярные поэты и прозаики. Тем не менее, надо отдать должное советской власти. Первыми жилье получили, действительно, наиболее нуждающиеся литераторы. Одним из новоселов являлся Юрий Карлович Олеша, автор «Трех Толстяков», который после переезда в Москву из Харькова вместе с И.А. Ильфом соавтором «12 стульев» и «Золотого теленка» спал в типографии газеты «Гудок» на топчане около печатной машины. Затем писателям выдали крохотные комнатки в общежитии. Не удивительно, что квартира в Камергерском переулке после данных мытарств показалась Ю.К. Олеше настоящим дворцом. В наши дни часть помещений данного здания продолжает оставаться жилыми квартирами, а в остальных разместилось отделение архитектуры и скульптуры, входящее в состав «Российской академии живописи, ваяния и зодчества», воссозданной художником Ильей Сергеевичем Глазуновым.