Сиротка из приюта навсегда вошла в историю - шанелизировала весь мир. Как? У нее были свои способы.
1. Каждое утро Габриэль (Коко) Шанель начинала жить заново. Она методично избавлялась от груза невыгодного ей прошлого. Всякий новый день она вычеркивала из памяти все тягостное из дня вчерашнего. Детство и часть ее юности покрыты завесой тумана. Она творила свою легенду самостоятельно, придумывая факты, запутывая своих биографов. Габриэль выбросила за борт, как хлам, по меньшей мере 10 своих лет и, осознав это, как ни странно, почувствовала, что у нее появилось больше времени. Она стала меньше нуждаться во сне, плодотворнее размышлять. Своей судьбой она доказала: из прошлого будущее вовсе не вытекает, в любой момент можно начать карьеру. Ей легко было закрыть на долгие годы главное свое детище - Дом моды, чтобы потом, в 71 год, когда ее и в расчет-то уже не принимали, вернуться в бизнес и достичь прежних высот.
2. Любую преграду на пути Шанель рассматривала как указатель нового направления. В начале своей карьеры она не имела права изготавливать "настоящее" женское платье, так как ее могли привлечь к ответственности за незаконную конкуренцию, ведь она не была профессиональной портнихой. Тогда Шанель стала делать платья из мужского джерси и создала на этом состояние. Подобным образом рождались все ее платья-открытия. Созидая, Коко не изощрялась, а упрощала. Она не рисовала свои модели и не шила их. Просто брала ножницы, накидывала ткань на манекенщицу и, пока та, не шевелясь, стояла, резала и закалывала бесформенную массу материи, пока не проявлялся гениальный силуэт. Однажды у Коко загорелась газовая колонка и опалила ей локоны. Тогда новаторша отрезала косы и гордо вышла "в люди". Так в 1917 году возникла мода на короткую женскую стрижку. До Шанель дамы обязаны были быть длинноволосыми.
3. Шанель не допускала в свою жизнь случайных людей, поэтому с ней почти не происходило случайных событий. Критерий был элементарен: она чутко распознавала тех, кому не нравилась, и уходила от них. Ее друзьями были Кокто, Дали, Пикассо, Дягилев, Стравинский.
4. Учителем Коко стала любовь. Любовники были ее университетами. По невидимым каналам любви бесперебойно она "перекачивала" в себя знания и умения своих мужчин. Поэт Пьер Реверди, предвосхитивший Элюара, Поль Ириб, карикатурист, политик и издатель, герцог Вестминстерский, самый богатый человек в мире, великий князь Дмитрий. Каждый из них являл собой личность. А Коко до поры становилась калькой, копиркой, чеховской Душечкой. Верховой езде, смакованию устриц, английскому языку, игре в теннис, охоте на лис и кабанов, рыбной ловле, изданию газет научилась от них в совершенстве. Каждый ее мужчина привносил что-то свое и в женскую моду, и в другие ее начинания. Она не была ни химиком, ни парфюмером. Но благодаря князю Дмитрию познакомилась с выдающимся специалистом Эрнестом Бо, сыном служащего русского царского двора. Бо предоставил к услугам Шанель свои уникальные парфюмерные познания. Коко нюхала, выбирала, и сама - без нее ничего бы не вышло! - остановилась на формуле духов "Шанель № 5", состоящей из 80 ингредиентов. Впервые появился не конкретно цветочный, быстро улетучивающийся, а абстрактный, стойкий аромат, до сих пор покоряющий мир.
5. Коко Шанель сделала парадокс образом своей жизни и движущей силой своего таланта. До нее черный цвет считался краской бедности и траура. Женщины без причины не смели носить черную одежду. Шанель провозгласила черный популярным и роскошным. В течение пяти лет она выпускала только черное, и ее "мрачные" платья продавались, как булочки, с начинкой - с маленьким белым воротничком и обшлагами. С Шанель начались белые женские пижамы. Вообще, она "обобрала" мужчин, ввела в женскую моду их жакеты, блузки с галстуками, их запонки и шляпы.
6. Независимость была ее богом, аксиомой жизни. Еще с первым любовником Коко открыла свободу, какую дают деньги, если не ты служишь им, а они служат тебе. Друзья роскошно жили за ее счет, она покрывала их огромные долги. Это был ее принцип - платить, чтобы забыть, что за нее когда-то платили. С помощью денег она победила свою застенчивость, ведь раньше в салонах она не раскрывала рта. Колоссальные прибыли даровали ей уверенность и способность говорить публично.
7. Внешняя красота в женщине провозглашалась ею как часть успеха, иначе нельзя никого ни в чем убедить. Чем старше дама, тем важнее для нее быть красивой. Шанель говорила: "В 20 лет ваше лицо дает вам природа, в 30 - его лепит жизнь, но в 50 вы должны заслужить его сами... Ничто так не старит, как стремление молодиться. После 50 никто уже не молод. Но я знаю 50-летних, что более привлекательны, чем три четверти плохо ухоженных молодых женщин". Сама Шанель была похожа на вечного лучезарного подростка. Она весила всю жизнь столько, сколько в 20 лет. И еще: она дала дамам не только новый стиль, но и новое лицо, воплотившее эпоху, - "мордочку мятежной сиротки с грацией олененка". Два-три раза в столетие появляются нестандартные типы лиц, которые вдруг затмевают признанных красавиц и вводят другой канон красоты. Шанель была из таких!
Ею все восхищались, а каждый шаг придирчиво оценивали. Получилась «капризная, властная, вздорная и гениальная» Коко Шанель. Но разве можно было с таким характером создать современный канон благородства, простоты и гармонии в одежде? Так какой же все-таки она была?
Жизнь бедной провинциальной швеи — вот всё, что смогла предложить судьба юной Габриель Шанель, выросшей без родителей. Сиротский приют, монастырь, швейная мастерская, захолустный городок… Вот уж правда: родилась без крыльев. Но маленькая мадемуазель не смирилась. И решила не мешать им вырасти.
В свободное время она стала шить шляпки и вместе с подружкой прогуливалась в них по своему городку Мулену. Случилось чудо: ее шляпки быстро стали популярными.
Очень скоро девушка стала содержанкой молодого офицера — предел мечтаний для бедной швеи! Но не для Шанель. Она находит деньги и открывает маленькое ателье. Потом свой салон на знаменитой теперь улице рю Камбон. Потом модный Дом. И уже через несколько лет светские журналы напишут: «Женщина, у которой в гардеробе нет хотя бы одной вещи от Шанель, безнадежно отстала от моды».
Наверное, ей помогла сама судьба — тем, что с самого начала «не вписала» Габриель ни в один канон: маленький рост, мальчишеская фигурка, неправильные черты, отсутствие денег, влиятельных родственников и страстная жажда свободы, самостоятельности, тяга творить… Все это так далеко было от существовавших в начале XX века представлений о женщине, которой позволялось лишь заботиться о семье, быть слабой и беззащитной, очень красивой и не очень умной. Зачем же тогда Габриель держаться за старую жизнь, не припасшую для нее ничего достойного? Зачем цепляться за старые взгляды, даже если их разделяют все? Лучше уж идти своим путем, даже если по нему еще никто не ходил…
Но это легко говорить из нашего времени, стоя в конце пройденного Шанель пути, видя все ее завоевания и успехи. Но тогда, сто лет назад, перед ней не было дороги: эту дорогу ей предстояло проложить самой. Своими поисками, своей работой, своим талантом (она не любила, когда о ней говорили: «Гениальная!»), своей любовью, своими потерями и своим одиночеством. Некому было пообещать ей побед. Наверное, надо было быть Шанель, чтобы решиться сразиться с судьбой.
Она ни на кого не была похожа. И дело было не в одежде. В ее Дом моды шли не за новыми нарядами, а за новой жизнью. «Шанель создала женщину, которую Париж до нее не знал…» — написал Морис Саш в книге «Десятилетие иллюзий».
Эта новая женщина наконец обрела внутреннюю свободу, по которой давно тосковала, и научилась сама строить свою судьбу. Она избавилась ото всего, что ее сковывало и мешало расправить крылья, — начиная с корсетов и длинных волос, заканчивая представлениями о возможностях женщины.
Эта новая женщина терпеть не могла безделья. Сама Шанель любила вставать с петухами и рано ложиться спать и не уставала повторять: «Главное для женщины — постоянно работать. Только работа дает бодрость духа, а дух, в свою очередь, заботится об участи тела».
Она точно знала, зачем и куда ей нужно идти, знала цель каждого жеста и слова.
Она всегда делала все, за что бралась, максимально хорошо и всегда предъявляла к себе самые высокие требования. О себе мадам говорила: «Я смотрю на костюмы, которые выпускаю, и думаю: те, кто их покупают, пожалуются ли они на крошечные недостатки, какие замечаю я одна? Нет. И все же переделываю заново, чтобы было лучше».
Эта новая женщина умела любить и жить с открытыми глазами — учиться у всего, с чем встречалась в жизни, и во всем черпать вдохновение.
И она никогда не останавливалась. Не упускала шансы. Она могла ошибаться, но от того, что считала важным, не отступала никогда.
Она умела сохранять собственную неповторимость и женственность. И противостоять даже требованиям моды. «Она не была красива в строгом смысле этого слова, но была неотразима. Ее речь не была ослепительной, но ее ум и сердце незабываемы». Правильные черты лица — редкий дар природы, но свет внутренней красоты озаряет лицо, и оно становится неотразимым.
А еще Коко Шанель, не раздумывая, протягивала руку помощи многим талантливым людям, даже пугала их своей щедростью. Ее друзьями были Кокто, Дали, Пикассо, Дягилев, Стравинский, благодаря ей родились многие шедевры искусства. «Деньги дают возможность помочь тем, кем восхищаешься, создавать замечательные вещи. Я много помогла русскому балету и просила только одного: чтобы никто об этом не знал».
С ней было непросто, но ее доброе сердце всегда побеждало. Вот как отзывался о ней один из ее друзей, Жан Кокто: «Со своими вспышками гнева, приступами злости, баснословными драгоценностями, своими творениями и своими причудами, своими крайностями и своими любезностями, как и своим юмором и своими щедротами, Коко слагается в уникальную личность — привлекательную, притягивающую — и в то же время пугающую, чрезмерную… но в конце концов человечную!»
В 71 год, богатая, влиятельная, обладающая неограниченными возможностями, Коко Шанель решила вернуться в мир моды, который покинула больше 15 лет назад. Там уже было много молодых талантливых модельеров, и ее никто не ждал. Первая, созданная ею после возвращения коллекция провалилась. Почти все решили: время Шанель прошло, ничего нового она уже не предложит. Но мадам не отступила. Она много работала, искала новые идеи, не уходя от своих канонов, и в конце концов — победила. А свою последнюю коллекцию Коко Шанель представила публике, когда ей было 87 лет.
Она создавала не моду, а классику и открыла новый образ жизни для себя и еще для очень многих женщин. А стиль, простой и естественный, элегантный, гармоничный и очень женственный, стал его отражением. Может быть, поэтому он выдержал экзамен времени и остается по-прежнему актуальным.