Найти в Дзене

Кино и маски. Зачем герои прячут лица? (часть 1)

Масочный режим за окном – повод вспомнить масочные эпизоды в фильмах. Маски всякие важны, маски всякие нужны: для защиты, нападения, кокетства, развлечения и сна. Каких только не бывает и для чего их только не используют.
Маски, чтобы исчезнуть или появиться, отгородиться или внедриться, нападать или защищаться, прятаться или рисковать, спасаться и спасать.

Масочный режим за окном – повод вспомнить масочные эпизоды в фильмах. Маски всякие важны, маски всякие нужны: для защиты, нападения, кокетства, развлечения и сна. Каких только не бывает и для чего их только не используют. Маски, чтобы исчезнуть или появиться, отгородиться или внедриться, нападать или защищаться, прятаться или рисковать, спасаться и спасать. И кто скажет, что не царское это дело – носить маску? Монархи – первые в очереди за масками.

«Царство небесное» (реж. Ридли Скотт, 2005). Маска короля Балдуина IV Иерусалимского, которую в фильме он носил на Святой земле. У молодого короля была проказа, он прожил всего 24 года. В фильме он носит маску – в реальной истории про нее не упоминалось. А вот рассказ короля о том, как у него в детстве обнаружили проказу, правдив – действительно, мальчик при ударах не почувствовал боли, и это было первым признаком болезни. Придуманные режиссером маски – а они у него разные - помогают примирить историческую достоверность с кинематографическим вымыслом. В конце концов, Ридли Скотт снимал зрелищный фильм, и сверкающая на солнце серебряная маска добавляет трагическому королю эпичности.

«Человек в железной маске». Начиная с 1929 года было несколько экранизаций истории таинственного узника, изложенной в романе Александра Дюма «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя». До сих пор неизвестно, кого прятали в такую двойную темницу – в тюрьму и в маску. В кино её обречен был носить брат короля. Монарха и его узника традиционно играл один и тот же актер, поддерживая версию, что брат был еще и его близнецом. В разное время маску в этой роли носили Уильям Бэйкуэлл, Жан-Франсуа Порон, Луис Хейуорд, Ричард Чемберлен, Бо Бриджес и Леонардо Ди Каприо. И маски у них были очень разные. А в последней на сегодняшний момент экранизации кроме железной маски тюрьмы есть еще и золотые маски королевского бала – как же в кино такие красноречивые параллели: так же, как на балах эпохи барокко любили игру в героев-перевертышей..

«Иван Грозный» (реж.Сергей Эйзенштейн, 1944). Если заходит речь о масках при дворе, то сразу вспоминается маска Федора Басманова в сцене царского пира: пляска опричников и песня про грабежи и убийства с жутким рефреном «Жги! Жги! Жги!» Цветной фрагмент в черно-белом фильме выглядит как кадры из преисподней, из ада, где черти пляшут вокруг мертво-живой царевны, восхваляя насилие и находя его таким вот озорным и веселым. Роль Федора Басманова сыграл один из самых красивых актеров старого советского кино Михаил Кузнецов. Его костюм отдаленно напоминает костюм жены Грозного Анастасии из первой части, что делает эпизод абсолютно инфернальным.

«Королева Марго» (реж. Патрис Шеро, 1994). В маске по Парижу бродит в поисках приключений принцесса Марго и её верная подруга Генриетта. Именно тогда она встречает де Ла Моля и подбирает с земли его книгу, которой суждено будет попасть в руки короля и сыграть свою роковую роль.

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Сокровища Агры» (реж. Игорь Масленников, 1983). Вставная новелла "Скандал в Богемии". Когда к Шерлоку Холмсу является колоритный незнакомец в маске, сыщик сразу понимает, кто перед ним, и никакое имя вроде «граф фон Крамм» его не обманет. Гость быстро сдается: «Да, я король, к чему скрывать». Эта маска на монархе выдает его дурные манеры, впрочем, он же чужестранец, поэтому может быть несколько диким: англичане не жалуют иностранцев, но к их странностям относятся с терпением, во всяком случае, Холмс уж точно.

«Приключения Шерлока Холмса. Скандал в Богемии» (реж. Майкл Кокс, 1984). Опять тот же Вильгельм Готтсрейх Сигизмунд фон Ормштейн, великий князь Кассель-Фельштейнский и наследственный король Богемии в колоритном костюме является в гостиную Холмса в маске. Тут интересен не только сам король, но и его воспоминания, в которых появляется оркестр с завязанными глазами - это еще один штрих к «дикости» его богемского высочества. Музыканты во дворце играют вальс, сопровождая роман монарха с Ирэн Адлер.

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Король шантажа» (реж. Игорь Масленников, 1980). Шерлок Холмс и сам однажды не побрезговал надеть маску. Разумеется, исключительно из благородных соображений: «Джентльмен не должен думать о риске, когда женщина просит о помощи. Ватсон, у вас есть маска?» - «Можно вырезать. Даже две. Из черного шелка» - «Браво, Ватсон, вы прирожденный грабитель». Эти шелковые маски выглядели изысканно, а вот их практичность была сомнительна из-за узнаваемых рыжих усов Ватсона. И само собой, что этим двум преступникам-новичкам единственное, что удалось – убедиться, что первый блин всегда комом.

«На гребне волны» (реж. Кэтрин Бигелоу, 1991). Если дальше вспоминать детективные истории, то этот фильм – классика масочного жанра. Бывшие президенты Картер, Джонсон, Никсон, Рейган грабят банки – не они сами, конечно, а те, кто надел на себя их резиновые маски. Легко угадать, кто из грабителей продержится дольше всех, если вспомнить, какой именно президент из этих четырех дольше остальных занимал пост в Белом доме.

«Между двух огней» (реж. Клод Зиди, 1993). Фильм с Патриком Брюэлем в главной роли. Его герой-полицейский оказывается между своими и чужими – бандитами и полицией, а потом выясняет, что чужие ему вообще все, и надо как-то выкрутиться, выжить и добраться до врагов. Для этого ему в помощь нехитрая маска и новое имя. В фильме есть два момента, которые отсылают к биографии самого Брюэля. Когда в начале фильма Патрик слушает Моцарта, его начальник, выдергивая у него наушник, говорит: «Шеф будет доволен, что ты не надираешься, а слушаешь черную музыку» – «Моцарт не был черным, и я больше не полицейский, и я возвращаюсь к Моцарту». Моцарт – это прозвище виртуозного и романтичного преступника, которого сыграл Патрик Брюэль за несколько лет до этого в фильме Клода Лелуша «Осторожно: бандиты!»: это ключ к характеру его нынешнего героя. Второй момент - в ночном клубе, когда ему предлагают спеть в караоке, а он отвечает, что не умеет петь. Смешно. Ведь сам Патрик Брюэль – один из самых любимых во Франции певцов. И не только во Франции.

«Беглецы» (реж. Франсис Вебер, 1986). А вот у героя Пьера Ришара с маской вышло не очень хорошо. Совсем не вышло. Не стоило кусать кольцо гранаты, нацепив на голову чулок – капрон слишком непрочный материал для таких манипуляций. С одеждой герою вообще не везло: пришлось надеть платье и парик, приговаривая «Меня не только арестуют, но и на смех поднимут». Герой Депардье подвел черту под его стенаниями: «Ужас – это твой стиль».

«Как украсть миллион» (реж.Уильям Уайлер, 1966). Маска-вуаль, в которой на встречу с будущим подельником пришла героиня Одри Хепберн договариваться о краже века. Она так старалась одеться незаметно, что упаковалась с головы до ног в эффектное черное кружево. Очень неброско получилось, да уж.

«Завтрак у Тиффани» (реж. Блейк Эдвардс, 1961). Еще фильм с Одри Хепберн. Многие ли замечали, что знаменитый эпизод с экскурсией в магазин Тиффани, автографом в библиотеке и кражей в универмаге (всё - в рамках идеи Холли «Давай целый день делать то, чего мы никогда не делали») происходит на Хэллоуин? Это незаметная, но важная подробность. Ярко-тыквенного цвета пальто Холли, предпраздничная витрина универмага и чертовщинные маски в магазине – но герои выбирают не хэллоуиновские, страшные и зловещие, а «домашние» маски кота и пса: ведь тревожного в их жизни и так предостаточно.

У Холли даже маска для сна выполнена в знаменитом светло-бирюзовом цвете Тиффани, а беруши украшены сверкающими подвесками: спасительные сны и сияющие грезы. Так еще раз подчеркивается, что Холли большая мечтательница, ведь ей по книге всего 19 лет.

«Дежавю» (реж. Юлиуш Махульский, 1989). Замечательный фильм, который интересен и с точки зрения масок – тех, которые носят практически все герои. Например, Петро Мусиевич Кривонощенко, кооператор с Харьковщины (его играет Виктор Степанов), который совсем и не кооператор и не Петро. Уж как он высмеивает маску для сна американца Джона Поллака (роль Ежи Штура), заливается хохотом: «У нас такие лошадям вешают». Но в его смехе больше предвкушения грядущего «обманули дурака на четыре кулака», нежели чистого зубоскальства над непонятной тряпочкой. Маски в фильме на каждом шагу. Профессор, которые направляется на Суматру ловить бабочек, странные бесцеремонные соседи, работники гостиницы, ревнивая пара. В театре убитый актер тоже был «маской». И уж конечно абсолютная комедия с «масками», которые по воле режиссера нацепили суровые гангстеры во главе с доном Чимино, изображая персонажей «Крестного отца», что управляют преступным миром из недр кондитерской «Скорсезе».

«Дом, который построил Свифт» (реж. Марк Захаров, 1982). Тоже маска, тоже закрывает глаза, но какая другая история. По версии автора сценария Григория Горина эта маска обозначает потерю интереса к жизни и отстраненность Свифта от мира в конце жизни. Толпа кричит: «Почему вы закрываете лицо, почему вы прячете глаза, что за нелепый театр?» Любой, кому противно будет смотреть на такую толпу, может стать подобным Свифту (роль Олега Янковского) – как это получается с доктором в исполнении Александра Абдулова, который временно надевает его маску. Кажется, это единственный фильм в мировом кино, посвященный великому Джонатану Свифту – честь и хвала Григорию Горину и Марку Захарову за эту причудливую философскую ленту.

«О бедном гусаре замолвите слово» (реж. Эльдар Рязанов, 1982). Есть маски, которые что-то скрывают, или кого-то делают неузнаваемым. А бывают очень эффектные маски, которых вообще нет. «Всадники на белых конях в черных костюмах плащах и черных полумасках» освобождали господина карбонария, чтобы он убежал на волю к сподвижникам. Эти маски чуть было не довели до безумия тайного советника Мерзляева: он не мог признать то, во что не верил: что в России есть порядочнее люди и что бывают добровольцы на плаху.

«Человек-невидимка». Бывает так, что человек есть - маски нет, а бывает наоборот: маска – вот она, а под ней - никого. Было несколько экранизаций романа Герберта Уэллса про изобретателя, который придумал, как стать невидимым. Самые заметные - наиболее противоположны: та, в которой, где ученого играет Клод Рейс, представляет его злодеем, а в советской с Андреем Харитоновым ученому поставлен знак "плюс". Главный герой нынче опять стал популярен: грим Человека-невидимки с замотанным лицом, очками и натянутой до ушей шляпой по нынешним пандемическим временам вспоминается всё чаще.

«Подпольная империя» (2010-2014). Судьба одного из героев этого сериала напоминает, что пластическая хирургия начиналась как часть военной медицины, и предназначение её было спасать изувеченных солдат, вернувшихся с войны живыми, но и не живыми. Что было с теми, кто такой помощи не получил, рассказано в сериале: снайпер Ричард Хэрроу получил на фронте тяжелое ранение и теперь вынужден носить оловянную маску. Такая его не-жизнь стала возможна только бок о бок со смертью. Сыгравший его актер Джек Хьюстон – внук одного из легендарных американских кинорежиссеров Джона Хьюстона, который в 1946 году снял один из первых документальных фильмов о проблемах тех, кто вернулся с войны и о посттравматическом синдроме у ветеранов «Да будет свет».

«С широко закрытыми глазами» (реж. Стэнли Кубрик, 1999). Главный герой в исполнении Тома Круза попадает на одну из подпольных оргий загадочной мафии. Строго говоря, это скорее не подпольное, а секретное и законспирированное собрание, которое в масках и балахонах напоминает законсервировавшееся во времени сборище старинных тайных обществ. На всех маски, на некоторых нет ничего, кроме масок, и тем не менее чужаку там невозможно остаться неузнанным. Последний в своей жизни фильм Стэнли Кубрика снял о супружеской паре, которая так глубоко погружается в кризис отношений, что всё вокруг перестает быть четко или реальностью, или вымыслом, или фокусами подсознания.

Продолжение - часть 2

Продолжение - часть 3

© Татьяна Довгилевич, 2020
при перепечатке или цитировании ссылка на автора и на канал
Кинотеатр Робинзона обязательна

-20