Найти в Дзене
Eva Ostrovskaya

Сценарное мастерство

1. Основные способы создания сценария. Первый способ: создание сценария исходя из темы. Сначала определяется тема сценария, затем набирается материал. Сценарист исследует факты, связанные с определенным событием, формирует свою концепцию произошедшего или происходящего и пишет сценарий, создавая на основе изученного свой собственный текст. Второй способ: если нет предварительной темы, то можно начинать с поиска материала. Изучая факты, события, документы, биографии людей, можно определить конкретные темы. 2. Тема. Идея. Жанр. Сценарный ход. Тема – объект изображения, тот круг явлений действительности, который нашел свое художественное воспроизведение в данном сценарии или пьесе.(о чем произведение). Всегда конкретна. Идея – то, что автор хочет сказать своим произведением. В идее пьесы находят свое выражение мысли и чувства автора по отношению к изображаемой действительности. Абстрактна. То ради чего развивает­ся тема, какого результата, воздействия на зрителя мы хо­тим добиться. Жанр
Картинка из интернета.
Картинка из интернета.

1. Основные способы создания сценария.

Первый способ: создание сценария исходя из темы.

Сначала определяется тема сценария, затем набирается материал. Сценарист исследует факты, связанные с определенным событием, формирует свою концепцию произошедшего или происходящего и пишет сценарий, создавая на основе изученного свой собственный текст.

Второй способ: если нет предварительной темы, то можно начинать с поиска материала. Изучая факты, события, документы, биографии людей, можно определить конкретные темы.

2. Тема. Идея. Жанр. Сценарный ход.

Тема – объект изображения, тот круг явлений действительности, который нашел свое художественное воспроизведение в данном сценарии или пьесе.(о чем произведение). Всегда конкретна.

Идея – то, что автор хочет сказать своим произведением. В идее пьесы находят свое выражение мысли и чувства автора по отношению к изображаемой действительности. Абстрактна.

То ради чего развивает­ся тема, какого результата, воздействия на зрителя мы хо­тим добиться.

Жанр – это род произведений в области какого-либо искусства, характеризующееся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. В нашем случае жанр определяет эмоциональный характер театрализованного действа, способствует эмоционально-образной целостности театрализованного действа.

Сценарный ход – ассоциативное пересечение документальной и художественной информации, действенное воплощение художественного образа идеи. Художественный прием является единственным для каждого конкретного театрализованного действия.

3. Архитектоника и композиция. Виды монтажа.

Архитектоника сценария – это структурная основа театрализованного действа, общая внешняя форма строения и взаимосвязи его частей.

Структурные схемы архитектоники:

«Шашлык» - сквозь все эпизоды проходит единый стержень, это либо сквозной персонаж, либо одно и тоже место действия, при этом происходящее между собой не связано.

«Цепочка» - концовка каждого предыдущего эпизода служит началом следующего (причинно-следственные связи).

1 вариант: открытая концовка – события начинаются в одном месте с одним персонажем, а заканчиваются в другом месте и с другим персонажем.

2 вариант: закольцованная – когда последовательность действий возвращается к источнику.

«Мозаика» - драматически независимые эпизоды фрагментарны, но в совокупности создают общую живописную картинку.

1 вариант: задаётся образ и подбирается из разных эпизодов не совпадающих по видению.

2 вариант: обратный первому. Сначала собираются эпизоды, затем говорится образ.

«Матрёшка» - сужающаяся или расширяющаяся.

1 вариант: каждый последующий эпизод увеличивается, подробная и укрупненная разработка одного из смысловых элементов предыдущего эпизода, возможность дойти до корней проблемы, которую рассматриваем.

2 вариант: обратный первому. От общего к частному.

«Перекресток» - драматургически законченные и независимые эпизоды являются:

· либо следствием одной и той же причины

· либо приводят к одним и тем же результатам

· либо две драматургические линии пересекаются где-то посередине, мы показываем, что меняется в судьбе героев.

Композиция сценария – определяет закономерное мотивированное расположение как деталей внутри эпизода, так и связь между самими эпизодами.

Виды монтажа.

Монтаж – творческий метод организации отдельных драматургических элементов относительно друг друга, а также художественного и документального материалов внутри драматургического модуля.

Иллюстративный монтаж – есть художественное изображение, которое в его содержательной части повторяет изображение документальное.

Контрастный монтаж – есть своего рода опровержение информационно-логической составляющей ее эмоционально-образным воплощением.

Ассоциативный монтаж – есть соединение двух и более элементов, на первый взгляд, не имеющих между собой ничего общего, однако связанных некоторым признаком, наличествующим в обоих составляемых модулях.

4. Стилистика и стилизация.

Стиль – это совокупность средств и приемов художественной выразительности, обусловленной той или иной эпохой, определенным направлением в искусстве, школой, течением, социумом или художественной индивидуальностью автора.

Стилистика может быть деловой, научной, публицистической, художественной.

Деловая стилистика – сообщение, информация административная, юридическая, дипломатическая. Это законы, договоры, уставы, протоколы и др.

Научная стилистика – информация о разнообразных явлениях окружающего мира, анализ этих явлений.

Публицистическая стилистика – сочетание информации с эмоциональным включением, осмыслением фактов; заставляет сопереживать и привлекает к поддержке точки зрения автора.

Художественная стилистика – посредством создания художественных образов во всей сложности и противоречивости картин человеческой жизни, воздействует на чувства и мысли человека.

Для сценария театрализованного действа характерна разговорная художественная стилистика.

Разговорная стилистика отличается непринужденностью, наличием междометий, восклицательных местоимений и наречий, неполных предложений, восклицательных и вопросительных форм предложений. Присуща фольклорным и народным литературным формам, исключая эпос.

Стилизация – это намеренное воспроизведение особенностей стиля другой эпохи, литературного течения, творческой манеры другого художника, социального слоя либо подражание этим особенностям. Стилизация – основа пародии. утрирующей чужую художественную манеру.

5. Изобразительные средства языка.

Полисемия – наличие различных, но в какой-либо мере связанных смыслов или значений у одного и того же слова, словосочетания, фразы; различных интерпретаций у одного и того же знака или знакосочитания.

Синонимы – это слова, близкие по значению, но разные по звучанию. Они служат для уточнения мысли и помогают избегать повторений одних и тех же слов в близком соседстве.

Эвфемизмы – непрямое, смягченное выражение вместо резкого (полный вместо толстого) или нарушающего нормы приличия.

Антонимы - это слова противоположные друг другу по своему значению. Противопоставляться могут признаки предметов, качества, явления и др. Это противопоставление служит средством яркого изображения и характеристики лиц, предметов, событий.

Тропы – оборот речи, в стилистике и поэтике употребление слова в образном смысле, при котором происходит сдвиг в семантике слова от его прямого значения к переносному.

Эпитет – образная дополнительная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического определения. Для монологов и диалогов характерны эпитетные местоимения, выражающие превосходную степень какого-либо состояния.

Сравнение – разновидность метафоры. Имеет наибольшую степень условности: два смысловых пространства только сопоставляются при помощи слов «словно», «как», «подобно». Неизменно остается чувство.

Метафора – это неназванное сравнение двух объектов по признаку, одинаковому для обоих сопоставляемых объектов. Это инструмент смыслового преобразования, инструмент переноса из одной точки в другую,

Метонимия - разновидность метафоры по степени условности. Перенесение только имен и из одного смыслового пространства в другое по принципу смежности. Неизменной остается мысль.

Аллегория – иносказание, изображение отвлеченного понятия посредством конкретного, отчетливо представляемого образа. Аллегория однозначна и выражает строго определенное понятие.

Олицетворение – прозопопея – вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.

6. Идейно-тематический и драматургический анализ.

Драматургическая кривая.

Тема – предмет художественного исследования. Это всегда проблема и является понятием объективным. «О чем?»

Идея – субъективна и показывает личное отношение автора к данной теме. Это синтез мыслей и чувств автора, которые рождает в нем тема.» Что я хочу этим сказать?»

Жанр – установившееся единство определенных стилевых явлений проверенных в своем соединении на опыте, как удачные, имеющие определенную эмоциональную окраску, и целиком воспринимаемых как система.

Конфликт – это столкновение сторон, мнений, сил в результате противоречий между ними.

Художественный прием – сценарный ход – это образное решение той или иной композиционной схемы, создающее драматургическую целостность театрализованного представления.

Драматургическая кривая.

Драматургическая кривая-это графическое изображение развития конфликта через сценическое действие от его возникновения до его разрешения.

1 – экспозиция – начальная ситуация – расстановка и представление сторон, создающих своеобразную «критическую массу», в результате чего начинается реакция, активное взаимодействие между этими сторонами с выделением психофизической энергии, воздействующей на аудиторию.

2 – завязка – возникновение и начало взаимодействия сторон, создавших начальную ситуацию, т.е. возникновение и начало развития конфликта.

3 – развитие конфликта – постепенное обострение и повышение степени конфликта.

4 – развязка (событие) – событие, знаменующие собой исчезновение, разрешение конфликта, когда одна из конфликтующих сторон перестает существовать, либо становится адекватной другой стороне.

5 – финал – итог, позволяющий осмыслить все происшедшее и обобщающий авторскую идею.

Вертикальная ось – определяет степень конфликта.

Горизонтальная ось – время.

7. Основные разновидности клубных театрализованных представлений.

Концерт – публичное исполнение произведений малых форм самых разных искусств.

Театрализованный концерт – это концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера.

Сценарий концерта представляет собой перечень художественных номеров, сопровождаемых тексом ведущего, а также описание выразительных средств (свет, музыка, кино, слайды, массовые мизансцены), создающих единый образ представления, причем номера, как правило, объединены в художественно-смысловые блоки.

Художественно-смысловой блок – это поставленные в определенные взаимосвязи концертные выступления, образующие развернутую художественную мысль. Композиционное оформление отдельных частей концерта зачастую бывает поэтическим.

Театрализованный тематический вечер – это документально – художественное представление, посвященное реальным героям и реальным событиям, построенное при помощи монтажа. Состоит из выступлений реальных героев, текстов ведущего, концертных номеров, элементов театрализации и описания церемониальных действий.

Конкурсно - игровая программа – это театрализованное представление, основой которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши. Сценарий включает в себя описание всех выше перечисленных развлечений и правил их проведения в изложении ведущего. Подробные ремарки дают представление о предполагаемом поведении игроков и болельщиков.

Театрализованное представление – спектакль – представление аналогичное театральному зрелищу. Оно имеет единый сюжет, вымышленных персонажей и диалогическую форму. Но представление может быть и полисюжетным. В этом случае каждый сюжет относительно самостоятелен, и в нем действует свой круг героев.

Сценарий театрализованного представления – спектакля создается драматическим путем и наиболее близок по своей сути пьесе.

В чистом виде все эти разновидности клубных театрализованных представлений почти не существуют. Происходит постоянное их взаимопроникновение и взаимообогащение.

8.Метафора и художественный образ в драматургии театрализованного действа.

Метафора – это инструмент смыслового преобразования.

Функции метафоры:

1. Бесконечная смена одних форм другими.

2. Переносит в иное смысловое пространство, облекает в иную форму.

Классификация метафор.

1. Принцип сопоставления.

1) Принцип сходства.

2) Принцип противопоставления (контраста).

2. Степень условности.

1) Полностью условны (как, будто).

2) Частичная условность – метонимия – перенос имени.

3) Безусловное перенесение – полная трансформация предмета.

3. Вектор смыслового переноса (связан с точкой сборки).

1) Восходящий – от предметности к идее.

2) Нисходящий – от идеи к предметности.

Разновидности метонимии.

1. Прямое значение накладывается на переносное – совмещение смысла двух знаков.

2. Название части становится названием целого – расширение смысла знака.

3. Название материала переходит к предмету, изготовленному из него – сужение смысла знака.

4. Имя содержимого переходит к содержащему – распространение процесса с одного предмета на другой.

5. Имя носителя свойства переходит к свойству – сужение процесса от человека к его конкретному качеству.

6. Имя творца переходит к творению – совмещение процессов творящего и творящегося.

Структура образа.

Художественный образ – результат смыслового преобразования; метафорическое воплощение документального объекта в произведении искусства, обладающее способностью эстетического воздействия.

1. Предметно-физический уровень.

2. Уровень ощущений.

Ориентирование себя в пространстве.

3. Уровень чувств (эмоций).

4. Уровень мышления.

Выстраивание смысла, соединение. Сознательный контакт с реальностью.

5. Уровень события.

Осмысление только то, что происходит с человеком.

6. Уровень ценностей.

Нравственный капитал любой личности.

7. Уровень идеи.

Реализация в решении.

**********

Друзья! Мои новые статьи для вас. Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.