В 1997 году в Берлине состоялась премьера анимационного фильма «Русалка» Александра Петрова. Именно после этой премьеры Петров был приглашен канадскими продюсерами для экранизации произведения Э. Хемингуэя «Старик и море». Канадцы были очарованы возможностями соединить живопись и кино для воссоздания водной стихии, одухотворенной мечтой человека. И они не ошиблись, фильм «Старик и море» завоевал премию «Оскар».
В 2020 году лидер немецкого кино Кристиан Петцольд вернется к теме русалки, воссоздав ее в фильме «Ундина». Правда в немецкой мифологии – это нимфа, дух воды в образе женщины, заманивающей путников и рождением от них ребенка стремящейся получить человеческую душу.
Петров обращался к славянской мифологии. В ней по старинному поверью девушка, утопившаяся от несчастной любви, превращается в русалку. Она является в пленительном образе доверчивым и неосторожным юношам и заманивает их в глубины озёр.
Основа фильма «Русалка» Петрова — тема искупления греха. Сюжет был выдуман самим автором: молодой послушник очарован русалкой, у которой, имеются свои счеты с пожилым монахом-настоятелем. Он узнает в русалке обманутую им в молодости девушку. Благодаря флэшбеку , мы видим драматическую сцену: увидев как любимый венчается с другой, девушка выбежала из церкви и утопилась.
Петров: « Тему я взял более чем опасную — взаимоотношение нашей реальности и мира бесовского. Нужно было очень аккуратно всё это подать, чтобы не ввести зрителя в искушение, чтобы не нанести ему духовного вреда.
Я уже собрался было закрыть фильм, но в последний момент мы с женой все-таки решили отправиться за помощью в Лавру, отец Николай, повез нас . По дороге мы от него отстали, в итоге приехали туда сами. Приехали — а никого не знаем. Куда идти? И вдруг неожиданно нам встретился старый друг, писатель, который сам тогда был в сложной ситуации, стоял на распутье, искал другой, не мирской жизни… в итоге стал священником. Именно он и отвел меня к отцу Моисею.
У батюшки я провел почти два часа. Посидели, говорили, он меня исповедовал, еще говорили, теперь уже о моем деле. Сначала он пожурил меня за то, что я работаю в киноиндустрии, вспомнил богоборческие фильмы 30-х годов, а потом, поняв, чем же именно я занимаюсь, благословил и сказал: делай, продолжай делать…»
Используя технику живописи по стеклу, Петров создаёт творение невыразимой красоты. Его «Русалка» наполнена какой -то прочной верой в реальность основы славянской мифологии.
У Петцольда мир его фильма более материален: героиня Ундина – образ современного Берлина, в истории ее любовного романа тщетно поначалу искать признаки будущей мистической судьбы.
Вот только зовут ее все – таки ундина и с первых же слов она пообещает убить возлюбленного, если он примет решение ее бросить. Перейти от истории вполне земной любви к фантастическому миру нимфы – задача непростая. Она требовала незамедлительного вторжения фантастического в сюжет ленты. Пожалуй, здесь Петцольд как то замедлился, полагаясь на музыку Баха, соединяющую две половины фильма – простую и фантастическую. Но попытка была и она была оценена на фестивале в Берлине двумя заслуженными премиями.
Владимир Жерехов.