Найти тему
Сергей Зейф

Почему дезадаптивные когнитивные схемы портят нашу жизнь и как это исправить?

Термин «когнитивная схема» становится все более популярным благодаря распространению одного из современных подвидов когнитивно-поведенческой психотерапии под названием схема-терапия. Однако, стоит сказать, что анализ когнитивных схем начал впервые использоваться намного раньше – в момент появления психоанализа, где психоаналитики давали свои обобщенные интерпретации по поводу симптомов их пациентов. Затем работа со схемами получила свое отражение практически во всех видах психотерапии, где так или иначе обобщали реакции клиента. В данной статье мы поговорим о том, как понятие когнитивных схем применяется в современном направлении гештальт-гипнотерапии.

Гештальт-гипнотерапия – это интегративный метод психотерапии, сочетающий в себе теорию и философию гештальт-терапии, методы регрессивной гипнотерапии и терапии катарсисом, а также ряд положений когнитивной психологии. Анализ когнитивных схем является одним из основных инструментов в данном направлении, но для того, чтобы понять каким образом он используется необходимо сначала разобраться в том, что представляют из себя эти самые дезадаптивные схемы.

Понятие когнитивной схемы

Фредерик Барллет
Фредерик Барллет

Теория когнитивной схемы была разработана когнитивным психологом Фредериком Барллетом. Ученый хотел узнать, каким образом работает память у представителей разных культур. В своем эксперименте он предлагал людям читать мистические рассказы, а затем пересказывать их по памяти. В итоге оказалось, что люди из разных культур искажают восприятие текста в зависимости от своего первоначального опыта.

Например, если мистическую историю зачитывали европейскому прагматику, то он чаще опускал или искажал ситуации магии и волшебства, в то время как представители коренного населения, наоборот, могли интерпретировать вполне обычные вещи, как проявления магического.

Это исследование показало не только особенности влияния культуры на нашу память, но и в целом влияние нашего предыдущего опыта на наше восприятие.

Сам Барлетт так и не дал ясного определения когнитивным схемам, однако, в дальнейшем это понятие прочно вошло в когнитивную науку и активно использовалось, такими великими деятелями как Дж. Бруннер и Ж. Пиаже. И на сегодняшний день понятие схем, категорий и понятий лежит в основе когнитивной психологии.

Описывая понятие схем можно определить их как амодальные структуры, формирующиеся в нашем опыте и преломляющие наше восприятие. Например, к схемам можно отнести любое обобщенное понятие. Так, вы всегда сможете распознать собаку, будь то овчарка, мопс или чихуахуа, а все, потому что у вас есть схема «собака» или вы различаете личные отношения и отношения на работе, а все, потому что у вас есть схемы «личные отношения» и «отношения на работе». При этом важно понимать, что если какие-то схемы мы и можем определить сознательно, например, понятие той же собаки, то многие схемы являются неосознанными, т.е. амодальными. Последнее означает, что схемы – это не просто убеждения, с которыми очевидным образом работают в когнитивной терапии. Схемы – это скрытые от нас структуры, которые мы не осознаем, и которые порой проявляются только в нашем восприятии и в наших реакциях на объект. При этом убеждения и мысли очень часто выступают лишь способом рационализации когнитивных схем. Например, больной ОКР боится испачкаться, объясняя это возможностью заражения.

Стандартный когнитивный терапевт, будет убеждать такого больного что вероятность заболеть, испачкавшись крайне мала, и, скорее всего, будет делать это безрезультатно. А все потому, что причина проблемы человека лежит не в его мыслях и рационализациях, а в его схемах, ведь грязь для него имеет значение не заражения, а потери близкого человека, потому что когда-то его любимая бабушка умерла от инфекции. В итоге испачкаться для человека означает не возможность заразиться, а возможность потерять близкого и потерять источник любви. Но давайте подробнее обсудим, как выглядит понимание схем в гештальт-гипнотерапии.

Дезадаптивные схемы в гештальт-гипнотерапии

Говоря о когнитивных схемах в гештальт-гипнотерапии, мы прежде всего имеем в виду дезадаптивные когнитивные схемы. Именно такие схемы и вызывают неврозы и наши жизненные дезадаптации или какие-то неадекватные реакции (в стиле необоснованных обиды, гнева, вины). И чаще всего такие схемы формируются в результате различных психотравм, содержание которых часто диссоциируется или вытесняется. Психотравма – это ситуация, превышающая по своим требованиям возможности человека по адаптации и связанная с фрустрацией тех или иных потребностей. Именно в таких ситуациях и формируются дезадаптивные схемы, которые включают в себя следующие элементы.

1. Обобщенные признаки проблемной ситуации. Схемы содержат в себе не мысли и убеждения, а признаки, значения и смыслы проблемной ситуации. Например, если папа все детство избивал своего ребенка, то в процессе взросления у ребенка формируется схема «агрессора», куда он, скорее всего, включит обобщенные черты своего отца (лысая голова, высокий рост) или пол человека (все мужчины ведут себя так), ну или просто обобщит образ отца до всех людей и тогда у него будет сформирована социофобия. Или, например, страх высоты для человека может иметь значение «одиночество», потому что когда-то в детстве родители посадили его одного на аттракцион, где ему было очень страшно.

2. Фрустрированная потребность. Любая дезадаптивная схема является причиной и, одновременно, следствием прерывания процесса удовлетворения той или иной потребности. Например, когда отец бил мальчика он фрустрировал его потребность в безопасности, а также потребность в любви.

3. Эмоциональная реакция на обобщенные признаки проблемной ситуации. Условно-рефлекторным образом закрепляется эмоциональная реакция в проблемной ситуации. Продолжая предыдущий пример, это может быть страх отца, а точнее «признаков отца». Подрастая, ребенок, начинает реагировать страхом на тех людей, которые напоминают ему отца, на мужчин или вообще на всех (если он обобщил образ отца до крайней степени).

4. Компенсаторная стратегия (фиксация). В ситуации травмы или после нее также закрепляется определенная реакция, которая позволяет избежать неприятного эмоционального состояния, а также частично удовлетворить фрустрированную потребность. Например, человек может начать избегать общения с мужчинами, если его отец был жесток. Или он может дистанцироваться и диссоциироваться от ситуации (если он также делал в ситуациях, когда ему приходилось терпеть пьяного отца) и такая реакция может доходить вплоть до шизоидного расстройства. Сюда же можно отнести все защитные механизмы, которые обычно описываются в психологической литературе.

В итоге такая схема выступает как своего рода адаптивный механизм, который не дает человеку «наступить на те же грабли», однако ситуация уже давно изменилась и подобное поведение причиняет человеку лишь страдания, что и рассматривается как основная причина болезни в гештальт-терапии.

Анализ когнитивных схем в гештальт-гипнотерапии

Описанная структура дезадаптивных схем позволяет понять, почему практически невозможно наблюдать прямую причинно-следственную связь между проблемным симптомом и причиной, его породившей, а также почему при различных вида анализа мы сталкиваемся с ситуациями, на первый взгляд никак не связанными с заявленным запросом. Например, больной фобией высоты может вспомнить как его бросили в детстве родители, а человек со страхом собак, может в процессе терапии выдать ситуацию, где его обижали в школе. Вся причина в том, что обе ситуации на том или ином уровне психики имеют для человека одно и тоже значение…

Но перейдем непосредственно к процессу анализа когнитивных схем в гештальт-гипнотерапии.

В гештальт-гипнотерапии анализ и работа с дезадаптивными схемами имеет комплексный характер, проходящий в ряд этапов.

1. Осознание проблемного паттерна. Достаточно часто, запрос клиента не предоставляет нам всей информации о его проблемном поведении. Именно поэтому психолог должен наблюдать за человеком в процессе психотерапии и отмечать его обобщенные проблемные реакции. Например, клиент может пожаловаться на обиду на девушку, но затем психолог замечает, что клиент как-то дистанцируется и обижается при определенных его фразах. Тогда психологу необходимо понять, что конкретно вызывает обиду и может оказаться, что это критика со стороны других людей, которая в наиболее явном виде выступает именно со стороны девушки, а вот, когда она исходит от других людей, клиент просто не обращает внимание на свое дезадаптивное поведение. Или, например, клиент психолога очень много говорит не по теме терапии и постоянно уходит в сторону. Спрашивая, как этот паттерн проявляется в жизни клиента, психолог узнает, что клиент, точно также не занимается чем-то действительно важным, постоянно отвлекаясь на другие дела (то, что в гештальт-терапии называется дефлексией).

2. Осознание проблемного чувства. Как только выявлен проблемный паттерн поведения можно перейти к анализу проблемного чувства. Для этого часто бывает достаточно прервать проблемный паттерн или обратить на него внимание. Например, психолог может спросить «а что ты чувствуешь, когда тебя критикуют» (обиду) или «попробуй сейчас перестать махать руками, что ты чувствуешь?» (одиночество). Есть и другие методы с помощью которых мы выявляем проблемную эмоцию клиента.

3. Осознание фрустрированной потребности. Осознание потребности может происходить как достаточно простым способом, например, когда мы, узнав чувство, спрашиваем человека «когда обидно, что хочется сделать?», но иногда применяются и комплексные способы анализа, например, гипнотическая регрессия. В этом случае мы в гипнотическом состоянии активируем память клиента с целью отыскания основных психотравмирующих ситуаций. Например, молодой человек может вспомнить ситуацию, как его обидела мама, а девушка, как ее однажды оставили в детском садике и ей пришлось играться с кубиками, только чтобы не плакать.

4. Удовлетворение фрустрированной потребности. Далее наша основная задача помочь человеку завершить гештальт – удовлетворить фрустрированную потребность. В гештальт-гипнотерапии также применяется достаточно много техник для этого, но упомянем две основных. Первая – это рескриптинг, когда мы помогаем человеку «переписать» травматическую ситуацию, например, если ребёнку в детстве не додали любви, то психолог, введя клиента в гипнотическое состояние, может предложить ему дать любовь себе маленькому, или если где-то происходил конфликт с отцом, то психолог может предложить клиенту защитить себя и проявить агрессию и обиду. Иногда и этого бывает достаточно для устранения симптома, однако, часто необходимо не только проработать воспоминания клиента, но и помочь ему научиться реализовывать свою потребность здесь и сейчас. И тогда психолог, может предложить, например, ролевую игру в которой клиент будет не дистанцироваться, а активно отстаивать себя или предложить девушке не распылять свою энергию, а полностью сконцентрироваться на своих чувствах и на терапевтической ситуации.