Найти тему
Ешь.Глумись.Молись

МАРКИРОВКЕ ИЩУТ НОВЫЕ РЫНКИ: а бизнес жалуется на перебои с поставками из-за обязательной маркировки

Сейчас в России в обязательном порядке маркируются меховые изделия, табачная продукция, обувь, лекарства, парфюмерия и фототовары. До конца года начнется цифровая маркировка шин и покрышек, в 2021 году — пяти групп изделий легкой промышленности и молочной продукции. Президенту отрапортовали об успехах в прослеживаемости товаров и предложили расширить эксперимент на алкогольную продукцию. К 1-му апреля минпромторг вдарит по пивку, медовухе и сидорку!

Пивовары в среду идею не оценили, предупредив, что маркировка может фактически стать вторым акцизом и привести к росту цен.


Откуда уши растут?

Д. Мантуров и ВВП
Д. Мантуров и ВВП

Минпромторг подвел первые итоги эксперимента. Мантуров доложил ВВП, что проект охватил 12 товарных групп — уже выпущено почти 20 млрд кодов, а в системе маркировки зарегистрировано 270 тыс. компаний. Более того новинка — маркировка обуви — позволила увидеть реальную глубину внутреннего рынка. Который оценивали в 400 млн пар, но только с начала года в оборот было введено уже 1,3 млрд пар.

На табачном рынке после внедрения маркировки, сообщил господин министр, «вдруг появилось сразу десять новых производителей».
Гомер Симпсон, прикуривающий от доллара - аллегория планируемого профита российского бюджета
Гомер Симпсон, прикуривающий от доллара - аллегория планируемого профита российского бюджета

Поэтому Минпромторг настаивает на маркировке как на способе борьбы с контрафактом — объем нелегального пивного рынка ведомство оценивает в 5–12% в зависимости от региона, а потери бюджетов от неуплаченных акцизов — до 22 млрд руб. в год.

#экспертникиговорят: Сами в шоке
#экспертникиговорят: Сами в шоке

Доля нелегальной продукции, по данным Минпромторга, на табачном рынке за год снизилась на 5%, а поступления в бюджет от акцизных сборов за январь-июль 2020 года выросли на 54 млрд рублей по сравнению с пошлым годом.

Песня! жалостливая,...

Тем временем импортеры, дистрибуторы и ритейлеры сталкиваются с задержками в поставках обуви и парфюмерии после введения системы обязательной маркировки этой продукции, рассказали «Ведомостям» представители шести компаний.

-5

У компании Nike возникли проблемы с вводом в оборот детской спортивной обуви:

На каждую партию система требовала указания в коде номера разрешительного документа (сертификата или декларации соответствия), но для такой продукции он не обязателен, — делится негативным кейсом директор по взаимодействию с органами власти и корпоративным вопросам российского офиса Nike Дмитрий Вишняков. — Чтобы ее исправить, оператору потребовалось несколько недель. Товар не смог вовремя дойти до потребителя и многие поставщики пропустили важный сезон продаж перед 1 сентября и понесли убытки.

При этом представитель оператора системы Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) утверждает, что в системе маркировки не было ни одного сбоя с 1 июля – с тех пор, как система стала обязательной для обуви. Компании сами наносят коды на свою продукцию. Если коды сформированы корректно, то проблема с чтением кодов невозможна, уверяет он.

Однако нельзя исключать случаи, когда сама компания преобразовала и напечатала коды с ошибками, из-за чего и возникли сложности при сканировании, – парируют в ЦРПТ. Ситуации с детской обувью не существует: после того как летом компании попросили сделать сертификат соответствия необязательным.


На этапе ввода новых систем часто случаются сбои и неполадки. Отчасти это может быть связано с тем, что систему недостаточно протестировал ее оператор, и она не справляется с большой нагрузкой. Отчасти могут быть виноваты и участники рынка, которые не могут вовремя установить оборудование и протестировать необходимые процессы.

-6

Парфюмеры тоже в печали. По словам директора подразделения Global Supply Chain логистической компании FM Logistic (обслуживает около 70% парфюмерной отрасли России) Алексея Мисаилова: "Сбои возникают при поставках от импортеров к дистрибуторам и от них в торговые сети. Это связано с тем, что участники цепочки поставок используют разное оборудование и IT-решения. Оборудование ритейлеров зачастую не может прочитать коды поступившего товара, хотя он уже может находиться на их складе. Из-за этого задержки в поставках составляют от 5 до 14 дней. В начале октября ошибки были при поставках 85–90% товаров, сейчас – 50%".

По мнению экспертов, дополнительные расходы на логистику и большие инвестиции в IT-инфраструктуру в связи с внедрением системы участники рынка вынуждены будут в дальнейшем включить в себестоимость, что скажется и на цене продукции.

О похожих проблемах после введения маркировки сообщали представители аптечных сетей, дистрибуторов и фармпроизводителей. Проблемы возникали как с приемкой ЛС, так и с продажей конечному потребителю.

Возможно по этому отменили "успешную" маркировку лекарств в разгар второй волны ковида.

Тем не менее премьер-министр Михаил Мишустин, памятуя о своем опыте работы в ФНС, которая начинала эксперимент по маркировке шуб, поддержал стремление расширять номенклатуру маркируемых товаров. По его словам, рынок меховых изделий до начала маркировки оценивался в 6 млрд рублей, а год спустя оказалось, что в реале он в десять раз больше — 60 млрд рублей.

#экспертникиговорят: Ищи кому выгодно

Создание в России системы маркировки одобрено еще в конце 2017 года. Оператором стал ЦРПТ, который на 50% принадлежит USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, еще по 25% – у госкорпорации «Ростех» и управляющего партнера Almaz Capital Александра Галицкого.