Найти тему
Дети Геббельса

«Византия сражается» - антисоветская агитка разочаровавшегося британца

Майкл Муркок известен поклонникам как автор многочисленных фэнтези-сериалов, связанных между собой некой общей задумкой и схожими штрихами сюжета. Однако британский фантаст, вполне заслуженно признанный классиком жанра, не зацикливался на своих Мультивселенных и частенько «отходил от темы», создавая порой нечто вычурное, фантасмагоричное, непохожее ни на что.

Одним из таким ярких и по-своему уникальных произведений стала «Византия сражается», вызывающая, мягко говоря, противоречивые чувства. В истории уроженца Киева, убеждённого монархиста, порой националиста и анархиста, но всегда авантюриста Максима Пятницкого вроде бы нет ничего фантастичного. Присутствует лишь мимолётное допущение в виде намёка на опережающие время изобретения главного героя. И то этот налёт фантастики часто смазывается опять же допущением того, что многое из написанного – кокаиновый бред Пятницкого.

В этой книге Муркок намешал столько всего, что и сам чёрт ногу сломит. Даже замахнулся на безумные эксперименты Джойса с потоком сознания. Правда, здесь они ни к селу, ни к городу, и больше похожи на фантазии «Майора Пьята» под коксом, который он употребляет с завидной регулярностью – чуть ли не через абзац в некоторых главах. Однако, как это ни странно, даже такие выверты общую картину не портят. Книга всё равно затягивает.

В общем и целом, это история сына казака, репрессированного ещё царским режимом за революционные делишки. Читатель может догадаться, что папаня симпатизировал большевикам. Неспешное описание детских переживаний раскрывает суть агрессивного антисемитизма и антисоветизма Пятницкого. Ну а после небольшой интерлюдии действие быстро срывается в галоп. Юный Пьят отправляется в Одессу, где пристрастился к кокаину и девочкам, потом метнулся в Петербург, чудом вернулся в Киев уже в разгар октябрьской революции и с головой окунулся в котёл гражданской войны именно на Украине.

Можно долго рассказывать о похождениях героя, но зачем? Главное, что Муркок выдаёт совсем необычное видение тех событий и слишком уж резко выпячивает свою или Пьята нелюбовь к евреям и большевикам. В то же время местами обдолбанный изобретатель также демонстративно боготворит колониальную политику Великобритании и монархизм. Это можно было бы списать на взгляды самого автора, но уж слишком настырно читателю внушают, что благородные англичане спасут мир от красной угрозы. Частенько это навязывание даже отвращение вызывает, и открытая пропаганда работает с обратным эффектом.

И что это если не пропаганда. Полкниги занимают проклятия в адрес «красных» с особым смакованием изверга Ленина и просто монстра Сталина. Ну и ещё все большевики поголовно у Муркока евреи. Кроме Сталина, конечно. На такой абсурд британец не решился.

Стоит учесть, что книга была написана в начале 80-х. То есть Холодная война ещё не ослабила хватку. Так что в какой-то мере «Византия сражается» могла пострадать и от банальной клюквы. При этом любопытно, что Муркок, понося Советский Союз, искажая все его достижения и победы, умудряется тихонечко критиковать и свою власть. Повествование ведётся от лица пожилого Пьята, обосновавшегося в одном из пригородов Лондона. И вот в гневных мыслях старика автор проходится уже не только по «советам», но и по британской власти, якобы захваченной социалистами.

Это лишь краткий и поверхностный обзор первой части. Но пока можно сказать, что «Византия сражается» является одним из самых ярких, необычных и откровенных образчиков фантастической пропаганды. Скорее даже это действительно затянувшаяся антисоветская агитка британца, разочарованного в своей власти. Как ни абсурдно это звучит, но это так. Каждый может убедится сам. Нужно только прочитать. Только осторожней. Книга оставляет странные ощущения. Оскому, что ли….