Первую часть «Империи Сафие» можно прочесть здесь.
Мехмед III родился за 3,5 месяца до смерти своего великого прадеда — султана Сулеймана Кануни и был назван им же в честь его умершего сына — шехзаде Мехмеда.
Мехмед был похож на султана Сулеймана разве что своей жестокостью. Первый не пожалел двух своих сыновей и внуков, а Мехмед уже по дороге в Топкапы, зная, что его отец скончался, решил избавиться от всех своих малолетних братьев и беременных наложниц отца, чтобы никто не мог помешать ему властвовать в Османской империи.
Мехмед решил не жалеть никого, включая своего младшего родного брата Яхью, рождённого незадолго до смерти отца. Конечно, он понимал, что валиде, Сафие-султан, будет сильно страдать, но она обязательно поймёт, что это было сделано только ради сохранения порядка в стране. Так мыслил Мехмед, направлявшийся в столицу.
Сафие знала непростой нрав своего сына и его безжалостность. И хотя дочери Фахрие и Хюмашах успокаивали мать, что их брат на такое никогда не решится, Сафие была настроена решительно. Она подкупила множество людей, чтобы незаметно вывести маленького Яхью из дворца. И когда из Топкапы выносили 19 гробов, один из них, самый маленький, последний, был пуст.
Уже традиционно из гарема нового султана удалили абсолютно всех женщин его отца и его дочерей. Также Сафие-султан для своего спокойствия решила окружить себя только теми людьми, которых знала и кому доверяла.
Состоятельная Сафие
Сафие-султан была безумно богата ещё во времена правления султана Мурада. Её же сын, султан Мехмед III, повысил жалование матери аж на 1000 акче — с 2000 до 3000! Причём повелел выплачивать его и после своей смерти.
Сафие, как и Нурбану, вела провенецианскую политику и не только скапливала честно выплачиваемое пособие её сыном султаном, но и активно брала взятки и подарки за разные назначения на государственные посты. По сути, именно она и правила государством, так как все визири совета слушались её мнения. А подкрепляла свою политическую власть Сафие-султан с помощью выгодных браков дочерей Фахрие и Хюмашах. Первой особенно не повезло, так как ее мужья очень быстро умирали после свадьбы... от старости.
Мехмед до такой степени доверял матери, что как-то даже, будучи вне Стамбула, доверил распоряжаться государственной казной!
За 8 лет, пока правил её сын, она скопила огромное состояние. И большая его часть хранилась в тайном помещении вне дворца. О нём знала только она и её преданный евнух Бюльбюль-ага.
Кроме Бюльбюля-аги, её преданным человеком, правда, вне гарема, была Эсперанса Малхи — еврейка, которая вела дела Сафие-султан вне гарема. Но та была не менее амбициозна и также любила взятки, как и Сафие-султан. В 1600 году личная армия султана взбунтовалась и убила женщину.
Похожая судьба ждала ещё одно доверенное лицо Сафие-султан — Газанфера. Того самого человека, который ради Нурбану-султан когда-то стал евнухом. После смерти своей госпожи он остался во дворце, но не был так безгранично предан Сафие-султан, так как у той были всегда неважные отношения с Нурбану. Но со временем алчная натура Газанфера вновь проснулась, и он стал правой рукой Сафие, забыв все те обиды, которые та когда-то причинила его любимой госпоже.
Нажив большое состояние, он был казнён по приказу Мехмеда III. Султан был вынужден пожертвовать старым Газанфером, чтобы предотвратить назревающий бунт в армии.
Дружба с королевой
Сафие-султан водила дружбу с королевой Англией Елизаветой I. Они вели душевные переписки и обменивались подарками. Королева Елизавета подарила Сафие-султан свой портрет, а та, в свою очередь — очень красивое, усыпанное драгоценными камнями платье.
А как-то королева Елизавета преподнесла Сафие-султан живой подарок — это была белоснежная кошка. Сафие её назовёт в качестве дарительницы — Елизаветой. Эта кошка проживёт с ней около 20 лет и будет такой же величественной, в своих кошачьих масштабах, как и её хозяйка. А Сафие-султан прикажет ухаживать за кошкой так, как будто та живой человек, госпожа.
Безжалостная валиде
Как-то Мехмед III решил отправиться в военный поход против габсбургов, но Сафие была против. Сама повлиять на сына она никак не могла. Он даже пригрозил матери, что сошлёт её в Старый дворец, если та будет и далее пытаться его отговорить.
Тогда Сафие решила действовать через одну любимицу Мехмеда, невероятной красоты девушку, кроме которой он уже несколько недель как никого не замечал. Та попыталась было начать разговор на эту тему с Мехмедом, но тот был не в духе, сразу понял, что наложница служит его матери и по её приказу завела этот разговор. Эта «невинная» беседа стоила несчастной жизни.
Ещё одной женщиной, пострадавшей от рук Сафие, была Дженнет. Эта красивая девушка пару раз побывала в покоях у Мехмеда III и готовилась к третьему визиту, но утром проснулась с ожогами на лице. Таким образом Сафие хотела убрать со своей дороги неглупую девушку и заодно досадить Халиме, так как именно её бы заподозрили в случившемся.
Сафие была жуткой интриганкой, очень жестокой. Именно она склонила сына, чтобы тот казнил своего старшего сына от Халиме.
Возлюбленный Сафие
20 лет Сафие была единственной у Мурада III. Потом, благодаря стараниям его матери Нурбану и сёстры, у Сафие появилось множество соперниц, а потом Мурад и вовсе перестал ее звать.
Но как-то Сафие заинтересовалась одним мужчиной, уже будучи валиде. Это был Пол Пиндар — невероятно красивый мужчина, секретарь английского посла, который доставил Сафие карету — подарок от королевы Елизаветы.
Сафие послала за ним слугу сказать, чтобы тот пришёл к ней на встречу в мраморный павильон, якобы по какому-то делу государственной важности. Но слуга Сафие оказался болтлив, о готовящейся встрече проболтался другим слугам. В итоге информация дошла аж до ушей султана. Тот, во избежание сплетен, эту встречу пресёк, а мужчину приказал выслать из Османской империи.
Конец эпохи Сафие
Мехмед III был султаном Османской империи в течение 8 лет, но 22 декабря 1603 года внезапно скончался.
Сафие-султан недолго погоревала, сын последние годы стал очень упрям, в результате чего Сафие потеряла в Совете много полезных людей, и вместе с ними иссяк денежный поток в ее личную казну.
Сафие теперь делала ставки на 13-летнего Ахмеда. И никто не знал, что один из приближённых нового султана, ради своей запретной любви к матери Ахмеда, сжил со свету не самого умного, но весьма высокомерного султана, сына Сафие-султан.
Я также планирую написать "Империя Турхан", как продолжение "Империи Кёсем", что было после смерти Кёсем. Если вам эта тема интересна, не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить этот материал.