Фильмы, в которых маска - важная деталь. Продолжение. Начало тут.
«Наслаждение» (реж. Макс Офюльс, 1952). По мотивам рассказов Ги де Мопассана. Первая новелла: костюмированный бал в Пале де ля Данс, «грубоватое шумное веселье, переходящее в разгул». На бал бежит-летит, боясь опоздать, человек в цилиндре. Он сходу пускается в пляс, но танцует смешно, напоминает шута и лицо его неподвижно. «Он походил на молодого человека, которого карикатурно нарисовали на гравюре». В разгар танца он не выдерживает темпа и падает в обморок. Тут-то и выясняется, что иногда маски нужны не только для того, чтобы обманывать других, но в первую очередь для обмана самого себя. Чем здесь интересна и важна маска – это способ показать самоощущение человека, такое неуместное и несвоевременное, но, увы, неискоренимое.
«Маска» (реж. Сергей Сплошнов, 1938). Еще один бал, еще одна маска. Короткометражный фильм по рассказу А.П.Чехова. На благотворительном маскараде появляется человек, который ведет себя самым хамским образом. Все крайне возмущены, но на попытки его обуздать незнакомец заявляет: «Ты думаешь как я в маске, так ты можешь мне разные слова говорить?» И он прав – отношение оскорбленного общества меняется, как только он снимает маску… Тут её роль - часть наглого розыгрыша.
«Маскарад» (реж. Сергей Герасимов, 1941). Когда много плохих людей прячутся за масками, то добром это закончиться не может. Экранизация драмы М.Ю.Лермонтова. Арбенин - Отелло, умноженный на Яго; там платок, тут браслет. Вот не чувствовали бы себя так безнаказанно светские бездельники, укрывшись за личинами, то и не случилось бы трагедии. Во всяком случае, не в этот раз.
«Маска Красной смерти» (реж. Роджер Корман, 1964). Вольная и зрелищная экранизация рассказа Эдгара Аллана По. Эпидемия, замок, принц, маскарад во время чумы и таинственный гость, на котором красная маска. Если в рассказе под маской никого не оказалось, то в фильме… Короче говоря, твой ад – ты сам, всё верно.
«Призрак оперы». Бывают фантомные маски, а бывают фантомы в масках. Роман Гастона Леру о монстре, который живет в недрах оперного театра, экранизировали множество раз. В разное время маску призрака носили Рон Чейни, Клод Рейнс, Герберт Лом, Максимилиан Шелл, Роберт Энглунд, Чарльз Дэнс, Джерард Батлер. В первой киноверсии герой был обезображен от рождения, но позже история усложнилась, и увечья, которые надо было скрывать под маской, он получал уже по ходу развития сюжета.
«Амадей» (реж. Милош Форман, 1984). Еще музыка, еще классика. Экранизация пьесы Питера Шеффера, которую он написал под впечатлением от «Моцарта и Сальери» Пушкина - увы, оба автора поддерживают версию о Сальере-убийце. Так вот странно преломляется фраза «гений и злодейство – две вещи несовместые»: гениальный Пушкин поддержал когда-то кем-то запущенную клевету. Зловещий Черный человек в черной маске и черном костюме заказывает Моцарту написать Реквием. Ночной стук в дверь, бедный Моцарт открывает, видит заказчика: «Еще не готово» – «Вы игнорируете мой заказ?» Фильм признан шедевром, но душа всё равно протестует.
«Мистер Икс» (реж. Юлий Хмельницкий,1958). Оперный певец в цирке – это оперетта. Имре Кальмана. С Георгом Отсом в главной роли. Три экранизации «Принцессы цирка»: в двух советских знаменитую арию «Всегда быть в маске – судьба моя» герои поют именно в маске, а в немецком варианте наоборот – без маски. У всех своя логика. В фильме Отс и Шок поют сами, а вместо Кеблушека за кадром – солист Большого театра Владимир Мальченко
«Летучая мышь» (реж. Ян Фрид, 1979). Еще оперетта, на сей раз Иоганна Штрауса, и тоже маска. Нарядная чехарда с мужем, который заврался, женой, которая хочет вывести его на чистую воду, горничной, которая мечтает быть актрисой и бал-маскарадом у русского князя. Бывают такие волшебные маски, которые делают неузнаваемыми даже самого близкого человека – например, маска Летучей мыши.
«Бэтмен». Еще одна летучая мышь, но уже не оперетта. И да, добро должно быть не только с кулаками, но и в маске. Так безопаснее. Двойная жизнь со знаком "плюс". В маскировке Бэтмена – его преимущества перед преступниками. Особенно перед теми, кто тоже меняет личины. Колоритная женщина-кошка не просто носит маску с ушками: в варианте 1966 года она еще зовется Китания Ириния Татьяния Каренская Алисова и является русской журналисткой из «Московской правды», что совсем уже полный карнавал. И игра в кошки-мышки. Летучие мышки. Роль которых в разное время сыграли Адам Уэст, Майкл Китон, Вэл Килмер, Джордж Клуни, Кристиан Бейл, Бен Аффлек.
«Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (реж. Сергей Тарасов, 1982) Еще про благородного рыцаря в маске. Шлем – часть доспеха, но только до того момента, пока рыцарь не откажется его снять, чтобы сохранить инкогнито. Тут уж шлем мгновенно превращается в маску. Айвенго, вызвавший на турнире Бриана де Буагильбера, не снял шлем после боя: «Рыцарь-лишенный-наследства», ссылаясь на данный им обет, не может предстать перед Вашим Высочеством с открытым лицом» - «Этот рыцарь лишен не только наследства, но и вежливости». Принц Джон в замешательстве – уж не сам ли это Ричард Львиное сердце скрывается под маской? Конечно, находится способ узнать, кто этот незнакомец – такой же, как в случае с любой другой маской: просто её сдернуть под простым предлогом: на шлем венец победителя не возлагается.
«Маска Зорро» – если взять Робин Гуда, умножить его на д’Артаньяна и прибавить к нему Бэтмена, то получится народный герой Зорро, который гоняет подлецов, как сидорову козу, вырезает на всём и на всех свой фирменный знак Z и восстанавливает справедливость изо всех сил. А сил у него много – как и актеров, его в разное время сыгравших. Таковых наберется десятка три, если не больше, но самые заметные - Дуглас Фербенкс, Тайрон Пауэр, Дин Рид, Фрэнк Ланджелла, Ален Делон, Джордж Хэмилтон, Антонио Бандерас и даже Энтони Хопкинс – слова его героя «Зорро помогал людям. Он был нужен» можно считать эпиграфом ко всей саге. Отлично сказал и герой Хэмилтона, примерив маску: «Какой отличный костюм для маскарада в честь тирана» - ни добавить, ни убавить, хоть этот фильм и пародийный. Интересно, что два Зорро – Ланджелла и Хэмилтон - в свое время сыграли роль графа Дракулы, но это уже совсем другая история.
«V — значит вендетта» (реж. Джеймс Мактиг, 2005). Герой фильма V - Зорро нового века. Борец с тоталитаризмом создан из всего, что нашлось в героико-масочном кино. Рисующий свою литеру, как Зорро. Изуродованный, как Призрак оперы. Обладающий сверхспособностями, как Бэтмен. Мстительный, как Монте-Кристо. Благородный, как Айвенго – и как Айвенго, англичанин. Не зря же после этого фильма маска Гая Фокса, устроившего пороховой заговор в 1605 году, стала так популярна. Если большинство киномасок появляются на людях разве что на Хээлоуин, то маска Гая Фокса оказалась частью даже уличных протестов. «Счастье быть и казаться одним и тем же: я тот, кем кажусь – человек в маске». В фильме не один V носит маску, просто остальные не так заметны. Совсем незаметны. Особенно это касается телевизионщиков с их двойной жизнью - герой Стивена Фрая, ведущий авторского ток-шоу, говорит: «Носишь маску так долго, что забываешь, кто под нею». Но сам забываешь, а другие помнят – как помнил V, кто таков был главный телеведущий (роль Роджера Аллама) новой тоталитарной Англии. Помнил и не простил.
«В поисках Эрика» (реж. Кен Лоуч, 2009). Воодушевляющий фильм про почтальона, который растит приемных сыновей, выкручивается из бедности, не может наладить отношения с дочерью, и единственная его поддержка – это разговоры с великим футболистом Эриком Кантона, который однажды ему привиделся, да так и стал наведываться. И ведь действительно помог. А уж насколько грандиозна сцена, где все друзья по клубу футбольных болельщиков идут разбираться с бандитом, который докопался до почтальона: «Итак, ребята, начинаем операцию «Кантона» - выразите себя». И да, в роли Эрика Кантоны - сам Эрик Кантона. Кстати, он прекрасный актер, достаточно вспомнить еще его роль в фильме "Обжора". Звезда в футболе – звезда во всем.
«Карнавальная ночь» (реж. Эльдар Рязанов, 1956). Товарищ Огурцов резко не принимает карнавальные маски: «Зачем нашим советским людям скрывать свое лицо? Это нетипично». Он приходит в ужас при мысли, что товарищу Телегину, передовому человеку, члену ЦК профсоюза, депутата горсовета кто-то предложит надеть маску. Второй раз он в ужасе, когда встречает товарища Телегина в маске.
«Аварийное положение» (реж. Борис Дуров, 1973). Прав был товарищ Огурцов, маска для советского человека – вещь нетипичная. Но это для взрослых. А для детей вполне себе норма. В сельском школьном интернате двоечники готовятся победить в конкурсе на лучший класс: ребята настолько увлеклись подготовкой, что не захотели, чтобы родители помогли им привести в порядок здание интерната. А письма с просьбой о помощи уже повезли по домам. Но «раз мы решили исправиться сами, то зачем же письма посылать», то, стало быть, почту надо перехватить. И перехватывать непременно в расписных масках. Для куража и пущего приключения. Замечательный фильм по сценарию Юза Алешковского про деревенского шофера, который оказался гениальным педагогом.
«Анискин и Фантомас» (реж. Михаил Жаров, Владимир Раппопрот, 1973). Замороченные французским фильмом деревенские ребята стали жертвами хитрого манипулятора - тоже своего рода Фантомаса. «В руках пистолеты, а на голове чулки» – «А, чулки, это вы стоп, про чулки я поговорю со свидетельницей женского полу». Вся было бы смешно, если бы не было так страшно. После выхода на советские экраны фильма с Жаном Маре по стране прокатилась волна подростковых ограблений а-ля Фантомас. Советские зрители не поняли иронию фильма, не разобрались в её пародийности (а как им было разобраться, если они не видели тех фильмов, на которые была сделана эта пародия), Фантомаса восприняли со знаком плюс, а инспектора Жюва – со знаком минус. В фильме «Анискин и Фантомас» всё закончилось благополучно, в жизни истории были намного хуже.
«Фантомас» (реж. Андре Юнебель, 1964). Фантомас – преступник, который никогда не снимает свою сине-зелую маску, на которую еще и цепляет разнообразные личины. Этот фильм – не про оригинального Фантомаса из романов Марселя Аллена и Пьера Сувестра. Серьезные и мрачные фильмы про универсального преступника были сняты в первой половине ХХ века – в десятых годах, а затем в тридцатых и сороковых. Комедийная трилогия Андре Юнебеля – это хохма и пародия на все предыдущие фильмы про самого Фантомаса, а заодно и на фильмы про Джеймса Бонда. «Ты никогда не увидишь мое лицо, эта маска навеки скрыла его от людей», - пафосно говорит Фантомас журналисту Фандору. Его надменный смех стал хитом у советских зрителей (так еще любили только крик Тарзана), но примечательно, что в фильме смеха не было, его добавил Владимир Дружников, когда озвучивал роль Фантомаса. Именно этот смех обыграли в эпизоде грез наяву в фильме «Семь стариков и одна девушка» (реж. Евгений Карелов, 1968), когда один их героев во время просмотра "Фантомаса" представляет себя на месте инспектора Жюва и ловит злодея, которых зловеще хохочет.
«Арабела» (реж.Вацлав Ворличек,1979). В чешском детском сериале пан Фантомас хороший. Очень хороший, справедливый, галантный, хотя и немного нервный. Например, без его помощи герои не могли бы пожениться – именно он, явившись на бракосочетание в качестве свидетеля со стороны невесты, заставляет ополоумевшего бургомистра зарегистрировать брак напольных часов и овцы – в них жених и невеста превратились по воле злодеев. Это пародия на пародию, но безобидная и добрая. Хороший момент, когда все ждут Фантомаса на свадьбе, а его всё нет, и когда время истекло, старушка-гостья стаскивает с себя личину и оказывается Фантомасом с довольной репликой: «Я всегда появляюсь в последнюю минуту, такая у меня привычка». Вообще, он больше напоминает Бэтмена – к нему кидаются за помощью, и он мгновенно откликается: «Так, я должен пойти и образумить одного хвастуна». Не Фантомас, а подарок. Чего стоит только его слова в ответ на возражения бургомистра, заявившего, что овца с часами не могут пожениться никогда – «А если они любят друг друга??» Толерантность по-фантомасовски.
«Тайна третьей планеты» (реж. Роман Качанов, 1981). Раз уж речь зашла о Фантомасах, то вспоминается один персонаж, который очень напоминает французского героя с сизым неподвижным лицом. Злодей в личине доктора Верховцева – Глот с планеты Катрук, последний космический пират, которого эффектно разоблачает настоящий доктор.
© Татьяна Довгилевич, 2020
при перепечатке или цитировании ссылка на автора и на канал Кинотеатр Робинзона обязательна