Найти тему
Донбасс Таймс

Сергей Мальцов, сам себе государство

Как ни странно, ни поисковые системы, ни словари не дают ответа на вопрос: что такое заводской округ? А во всех биография известнейшего русского предпринимателя Сергея Ивановича Мальцова (1810-1893) упоминается принадлежащий ему заводской округ на территории нынешних Орловской, Брянской и Калужской областей.

Сергей Иванович Мальцов (1810-1893)
Сергей Иванович Мальцов (1810-1893)

Вокруг фигуры Сергея Мальцова в русской истории циркулирует много мифов. И фамилию его нередко искажают (пишут МальцЕв), и почему-то выводят его родословную от купцов-староверов, хотя Сергей Иванович принадлежал к старинному русскому дворянскому роду Мальцовых. Его отец, Иван Акимович, был крупным землевладельцем и заводчиком. В начале XIX века он скупил у другого известного русского предпринимателя, Никиты Демидова, находившиеся неподалёку от собственных имений железоделательные и стекольные заводы, вместе с крепостными.

Сын Сергей в 43 года оставил военную службу и занялся бизнесом, унаследовав от отца огромное состояние. Отцовское наследство Сергей преумножил, став за несколько лет одним из богатейших людей тогдашней России. А территория его предприятий стала именоваться «заводским округом» и жить по своим, то есть по мальцовским, законам и понятиям.

Мальцовские деньги-записки.
Мальцовские деньги-записки.

Вместо отцовских 1000 крепостных на заводах трудились уже 100 000 рабочих, тоже крепостных. Зарплату им Мальцов не платил даже после 1861 года и отмены крепостного права. Вместо денег рабочие получали «записки», своего рода чеки с подписью самого Сергея Мальцова. На эти «записки» в заводских лавках, принадлежащих опять-таки Сергею Ивановичу, можно было купить продукты, одежду и другие необходимые в быту вещи. Которые нередко производились тоже на территории округа.

-3

По сути это была альтернативная экономика. По рекам ходили собственные пароходы, а с развитием железных дорог — собственные поезда по собственным железнодорожным магистралям. Мало того, «мальцовские» пассажирские вагоны, а затем и паровозы, появились и в других регионах России. Между предприятиями функционировала автономная телеграфная связь, а со временем и телефонная. А за порядком следила собственная полиция.

Ассортимент товаров, поставляемых заводами Мальцова во все уголки России и за рубеж, был невероятно разнообразным. В «заводском округе» производили и вывозили по собственной железнодорожной ветке и дешёвую стеклянную посуду, и дорогой хрусталь, и металлопрокат, и муку, и водку. Неофициальный особый статус продержался в «заводском округе» до 1917 года.

Владимир Царан.