Найти в Дзене
Xiel Lamb

Зачем нужно это отвратительное творчество?

Принято считать, что искусство - это всегда красота. Что-то такое возвышенное, чудесное, глаз и душу радующее. Но творчество - не синоним прекрасного. Некоторые творения могут быть поистине ужасны. Искусство - это физическое воплощение эмоций. А чувства мы испытываем не только положительные. Более того, самыми яркими эмоциями являются негативные. Страх, ненависть, отвращение - всему этому так же есть место в творчестве.

Картина Ликсты Крак "Комплекс неполноценности". Здесь тоже выражение эмоций, но далеко не положительных.
Картина Ликсты Крак "Комплекс неполноценности". Здесь тоже выражение эмоций, но далеко не положительных.

На написание статьи натолкнул пост о самых мерзких фильмах и комментарий о том, что следует принудительно лечить и создателей, и тех, кто такое смотрит. И сейчас я попытаюсь объяснить, почему омерзительное творчество на самом деле является благом.

По профессии я психотерапевт. Не психиатр, я работаю с людьми, психика которых хоть и имеет отклонения, но еще не является патологией, и мои пациенты - вполне адекватные люди, которые свои проблемы осознают. Чаще всего сталкиваюсь с пограничным состоянием. Еще не шизофрения, но человек уже осознает, что с ним что-то не так. Это могут быть и голоса, как при шизофрении, и навязчивые идеи. Но различие в том, что человек с шизофренией не может этим голосам противостоять, а в пограничном состоянии он их слышит, но не слушается. Другими словами, если шизофренику голоса приказали убить соседа, и тот пойдет и убьет, то при пограничном состоянии человек способен эти голоса послать к черту. На этой стадии психическое расстройство еще легко купировать. Более того, многие живут в этом пограничном состоянии долгие годы, привыкают к своим особенностям, и расстройство не переходит в психическое заболевание.

Расстройство психики начинается с невинного вопроса, который человек задает сам себе: "Что будет, если?..". Казалось бы, что плохого в любопытстве? Но за этим "если" может скрываться довольно странное, а порою и страшное желание. Естественно, что если любому человеку придет в голову мысль: "Что будет, если я выпотрошу другого человека?", он от нее отмахнется, постарается загнать поглубже в подсознание, он будет с этой мыслью бороться. Но проблема в том, что борьба с идеей бесполезна. Чем сильнее мы ей противостоим, тем эта мысль ярче разгорается. Она может уйти в подсознание и вылиться в голоса в голове, может затмить разум и сделать человека абсолютно неадекватным. Но проблему легко решить, если эту мысль вылить в творчество. Самоубийц, к примеру, просят вести дневники, писать стихи. Это распространенная психотерапия. Точно так же это работает, если человек с навязчивой мыслью об изощренном убийстве напишет об этом книгу, снимет фильм или нарисует это. Подсознанию не важно, свершилось действие в реальности или на экране. Выработается тот же окситоцин, допамин, эндорфин, и организм успокоится. И вместо маньяка мы получим писателя или художника. Необязательно, конечно, талантливого, но бездарность все же лучше маньяка.

Еще один пример. Приходит, допустим, человек с навязчивой мыслью: "Что будет, если сшить двух людей так, чтобы у них была одна пищеварительная система?". Отличная идея, смотрим фильм "Человеческая многоножка". Как по мне, так редкостная дрянь, но кому-то она могла спасти жизнь. Увиденное на экране или прочитанное в книге так же способно вызвать те же химические процессы, что и реальное действие.

Не стоит думать, что фильмы, подобные "Многоножке", пошатнут чью-то психику. Если у человека нет склонности, он просто испытает омерзение и постарается об этом забыть. Никакой продукт творчества не способен пошатнуть изначально стабильную психику. Если же предрасположенность имелась изначально, триггером может послужить все, что угодно. Есть люди, у которых разрезанная дыня вызывает неконтролируемое сексуальное желание, но это не значит, что следует изъять дыни из свободного обращение. Конечно, детям нежелательно такое смотреть. Но не потому, что они непременно захотят это повторить, а лишь потому, что это их напугает. Собственно, это тоже некритично и поправимо.

И, напоследок, скажу несколько слов в защиту авторов в жанре хоррора. Они не обязательно сумасшедшие. И не обязательно находятся в пограничном состоянии, хотя среди творческих людей это как раз не редкость. Есть совершенно адекватные авторы действительно страшных, жутких и местами отвратительных произведений. Но создаются они не ради того, чтобы показать мерзость, за этим обычно кроется иной смысл. Свидетельством пограничного состояния является лишь мерзость ради мерзости. Тут, конечно, тонкая грань, но как бы там ни было, пусть лучше существует такое странное, отвратительное искусство, чем реальные убийства и другие преступления.

____________________________

Читайте также:

Многовато дерьма для одной книги

Пассивность как образ жизни, или почему роман Кадзуо Исигуро оставляет осадок отвращения?