Совсем недавно в России утвердили стратегию развития Арктической зоны до 2035 года. Мы уже отметили пункт о создании на ее территории качественной городской среды, но есть еще кое-что интересное - проведение на территории Арктики различных фестивалей. И мы с удовольствием продолжаем говорить о тех, кто уже успешно их создает!
В прошлый раз мы рассказали о фестивале Murmanистика, и сейчас далеко ходить не пришлось - из Мурманска мы перемещаемся... в Архангельск. Здесь уже с 2012 года проводится колоритный фестиваль "Тайбола".
Илья Кузубов, основатель фестиваля, рассказал о том, чем они занимаются и что значит это загадочное слово - тайбола.
- Расскажи, как ты пришел от бунтаря к создателю международного фестиваля?
Я никогда не был бунтарём от слова «бунт», всегда шёл по пути созидания. Хотя в моей «творческой карьере» найдутся и проекты с повесткой на злобу дня. В какой-то момент пришло осознание о том, что реальное действие важнее, чем декларация о намерениях (я недоволен тем-то, во всём виноват тот-то и т.п.). Если что-то не устраивает - прилагаю усилия, чтобы изменить ситуацию и вдохновить на действие других. Пусть это микроскопические шаги в масштабах общей неустроенности и нелогичности нашей страны, но в локальном контексте они заметны и важны. Когда в 2008 году мой творческий круг распался и уехал в Питер, я отправился на Алтай, где познакомился с организаторами оупен эйра «Пустые Холмы». После трёх лет активной работы в составе «Холмов», крупнейшего некоммерческого арт-фестиваля в России, мы решили запустить свой проект под открытым небом.
В «Тайболе» заложены разные смыслы: активация и социализация людей, добровольчество; жизнь в гармонии с природой; активные виды спорта и продвижение здорового образа жизни; ленд-арт, музыка, мастер-классы, буккроссинг, оригинальный жанр, кинопоказы и лекции; отдых для всей семьи; продвижение Белого моря и Архангельской области, как места пригодного для отдыха и туризма; организация выездов на природу для гостей с инвалидностью и многое другое.
В реальности – это целый мир, со своими законами и монументами, с традиционной и современной культурой. Его цель – вдохновить, помочь раскрыться участникам, заполнить вакуум культурных и добрых мероприятий в области, собрать разъехавшихся друзей.
«Тайбола» - заметный проект и на уровне Баренц-региона: мы бьём сквозь границы.
- Что означает слово «Тайбола» и в чем его сила?
«Тайбола» - это финно-угорское слово, которое имеет хождение на Севере России. Прямой перевод – это дорога в тайге, перешеек, путь через болотистую и непроходимую местность.
В Архангельской области тайболой называли тракт от Мезени до Онежского побережья Белого моря. В Мурманской области есть одноимённый населенный пункт. Для меня «Тайбола» - это путь преодоления и созидания, per aspera ad astra.
Слово здорово звучит и отправляет нас на сотни лет назад, когда русские поселенцы пришли на Белое море и смешались с местными племенами. Это отсылка к истории, корням, традиционной культуре, суровой природе Севера.
- Расскажи, как вы сумели создать арт-мир от Северодвинска до Северной Европы?
Международная история «Тайболы» родилась не на пустом месте. Долгое время на Севере России процветала Поморская торговля. Это меновая торговля между рыбаками-поморами и Северной Норвегией, губерниями Финнмарк, Нурланд и Трумс. Архангельск – первый русский морской порт, до основания Санкт-Петербурга являлся воротами в Европу (и Арктику). В наши дни в рамках международного сотрудничества проводится русско-норвежский культурный форум. Я стал его участником в 2013 году по приглашению Минкульта Архангельской области. Потом был образовательный проект для молодых менеджеров в сфере культуры «Новые горизонты», где принимали участия люди из России, Швеции, Норвегии и Финляндии. Так у «Тайболы» появились первые международные контакты.
В 2016 году при поддержке Почётного консульства Норвегии в Архангельске наша команды отправилась на Поморский фестиваль в г. Вардё, это побратим поморской столицы. Здесь мы удивили всех, в том числе и себя, возвели монументальную ленд-арт скульптуру «Драккар-Левиафан» длиной в 28,5 и высотой в 6,5 метров.
В феврале того же года был триумф с огненными кинетическими арт-объектами на фестивале «Баренц-Спектакль» в Киркенесе.
После пары ярких проектов о «Тайболе» узнали в Баренцевом регионе и за его пределами. Сейчас мы достаточно востребованы, особенно в летний период, принимаем участие в культурных событиях Норвегии, Италии, России, Швеции, Польши. По возможности организуем гастроли иностранных артистов и на фестиваль «Тайбола». Заметным событием можно назвать вручении премии Баренцева региона в сфере культуры, на уровне МИД четырёх стран, которое состоялась осенью 2019 года в шведском городе Люлео.
Если коротко, то международная история «Тайболы», - это результат приграничного сотрудничества и нашей открытости к новым проектам и идеям. Кстати, через пару лет мы планируем запустить арт-резиденцию в городе Вардё.
- Как идеологически трансформировался фестиваль за 12 лет?
Мне кажется, идеи остались прежними, а вот подход, инструменты, проекты и уровень организации существенно выросли. Правда, следующим летом мы попробуем изменить формат и организовать часть активностей фестиваля «Тайбола» в Северодвинске и окрестностях. Это связано с возможными коронавирусными ограничениями на собрания и желанием вдохнуть немного жизни в родной город и Сосновый бор острова Ягры (район Северодвинска). Помимо фестиваля, мы расписываем фасады, организуем эко-уборки, участвуем в качестве спикеров на других мероприятиях, активно делимся опытом, занимаемся социальным проектированием. Наш последний мурал «Две сосны», посвященный погибшим соснам на о. Ягры, вызвал огромную положительную реакцию у жителей города.
То есть «Тайбола» - это международный арт-фестиваль, продакшн-команда (монументальное искусство, видеопроизводство, организация мероприятий) и хобби, которое стало основной работой.
- Как ты считаешь, в чем ключ к качественной среде на Севере?
Я не буду оригинальным, если скажу, что заветный ключ заключается в желании работать на благо общества. Необходим системный подход, контроль за качеством исполнения работ, финансирование не по остаточному принципу. Север даёт стране лес, нефть, газ, алмазы, рыбу и морепродукты, перспективных и талантливых людей, выход в Арктику, мировой океан (торговый, рыболовецкий и военный флот) и даже космос. Что северные регионы получают взамен? Бюрократию, потребительское отношение центра к «аборигенам», ужасную инфраструктуру, слабую медицину и ухудшающуюся экологию. Поэтому идёт непрерывный отток населения. Городская среда напрямую зависит от финансирования и подхода к региону. Вся страна не может уместиться в двух столицах, не может переехать в Мурино или Подмосковье. Надо оставлять больше денег на местах и поддерживать перспективные местные начинания, приводить внешний облик городов в порядок, контролировать застройщиков и подрядчиков всех мастей. А ещё необходимо сохранять природу и помнить о главной причине, почему здесь стали селиться люди. Если говорить про Поморье, то - это Белое море. Надо вернуть утраченные смыслы территории.
Следить за новостями фестиваля можно в официальной группе во Вконтакте