На Нижнем Поволжье Московское государство в конце 16 века построило ряд крепостей, основной целью которых было - оберегание речного торгового пути.
Одной из таких крепостей был, построенный в 1590 году Саратов.
Все эти крепости, оберегали не только от воровского люда, но и были опорными пунктами засечной линии от крымских татар и ногайцев.
Городами-крепостями на Нижнем Поволжье управляли воеводы, которые соединяли в себе как военную, так административно-судебную власть.
Вот, например обязанности первого саратовского воеводы - Г.О.Засекина:
«…всякие государевы и расправные дела делать по сему великого государя наказу и по прежним государевым наказам и по указным грамотам; и каковы Государевы грамоты учнут к нему впредь из Казанского приказу и по астраханским отпискам и государевым всяким делом радеть и промышлять, и во всем искать Великому государю прибыли…» - Труды Саратовской ученой архивной комиссии. Вып. 20. Саратов, 1896.
И это кроме чисто военных дел, контроля над винной монополией, охраны торговых путей, разбора судебных тяжб, слежения за нравственностью, санитарными нормами, противопожарной безопасностью.
Важной частью воеводских обязанностей был розыск.
В XVI–XVII веках ведущей процессуальной формой стал «розыск», или «сыск». Так назывались все расследования по делу, допрос обвиняемого, изыск доказательств, опрос свидетелей и т.д. При этом использовались различные методы, в том числе и методы негласного характера. Воеводам в городах предписывалось «про воров и разбойников проведать тайно всякими мерами» - Мулукаев Р.С. Полиция в России (IX – начало XX в.). Н. Новгород, 1993
Но в связи с наступлением "Смутного времени" розыск практически не проводился. Затем постоянные нападения ногайцев и крымских татар полностью расшатали систему обороноспособности Нижнего Поволжья, которое превратилось в логово самых отъявленных разбойников и душегубов.
Только с 1664 года Русское государство начало наводить порядок в этих землях.
В частности, был расширен круг лиц, которых они имели право привлекать для проведения розыскных мероприятий и осуществления других полицейских функций. К ним были причислены дворяне, дети боярские, все служилые люди, пушкари, рассыльщики, сотские, пятидесятские и десятские, приказчики и старосты. В регионах со сложной криминогенной ситуацией рекомендовалось задействовать в выполнении полицейских функций даже простых крестьян. 20 февраля 1664 года был издан царский Указ о сыске воеводам воров и разбойников, в соответствии с которым на них возлагалась персональная ответственность за организацию и проведение розыска «воровских людей, разбойников, татей и смертных убойцев» - монография А.Лобанова и О.Кузнецова "Борьба с преступностью в Нижнем Поволжье в конце XVI-начале XVII вв"
Основной головной болью воевод на Нижнем Поволжье были "воровские казаки".
Это были волжские и донские казаки, не подчинявшиеся центральной власти. Они свободно ходили по всей Волге и грабили купцов. Не жалели никого - ни богатого купчину, ни бедного крестьянина.
"Воровские казаки" имели свои станицы, наподобие пиратских баз. Самая южная была в 150 верстах от Царицына в селе Вязовка, другая возле Саратова, а третья - недалеко от Самары.
Сил на них воеводам не хватало. Так, например у саратовского воеводы было всего 150 конных, 350 пеших стрельцов при нескольких пищалях. Тем более, в 1613-1614 годах выгорели крепости Царицын и Саратов. Скорее всего при участии в этом "воровских казаков".
Борьба воевод с "воровскими казаками" была практически проигрышной. Последние укрепились в Нижнем Поволжье и в наглую совершали нападения на торговые суда. Некоторых из них ловили, но большинство себя чувствовало вольготно в Поволжье, практически до начала 18 века. Не зря, именно в Поволжье началась крестьянская война Степана Разина. Здесь он нашел достаточно людей для осуществления своих целей.