Найти тему

Важное о нацпроектах в России

В 2018 году был дан старт новому этапу в развитии нашей страны. На ближайшие годы основой стратегического планирования стал Майский указ Президента и разработанные на его основе 13 Национальных проектов – с учетом Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, реализация которых началась в 2019 году.

Для нас ситуацию с национальными проектами проанализировал эксперт, генеральный директор ООО «Геопроектизыскания» и сопредседатель комитета по строительству Деловой России Николай Алексеенко.

По его словам, восемь национальных проектов предполагают реализацию тысяч новых инвестиционных проектов по созданию либо реконструкции различных объектов капитального строительства, имеют территориальную привязку и показатели распространения по территории.

Только в этом году на эти восемь нацпроектов выделяется более триллиона рублей. Причем по данным Счетной палаты исполнение бюджета с января по сентябрь составляет чуть более 57%. Соответственно только в ближайшие три месяца власти должны будут распределить порядка полутриллиона рублей.

Национальные проекты, подразумевающие реализацию инвестиционно-строительных проектов. Исполнение выделенного бюджета (по состоянию на 1 октября 2020 года)
Национальные проекты, подразумевающие реализацию инвестиционно-строительных проектов. Исполнение выделенного бюджета (по состоянию на 1 октября 2020 года)

В транспортную часть Плана вошло девять федеральных проектов, суммарная стоимость которых в первоначальной редакции документа составила чуть более 6,3 трлн руб., а в энергетическую – два федеральных проекта, бюджетные инвестиции по которым не утверждены, но которые подразумевают значительные вложения в рамках инвестиционных программ госкорпораций и крупного частного бизнеса.

Схема расположения объектов, включенных в план расширения и модернизации магистральной инфраструктуры
Схема расположения объектов, включенных в план расширения и модернизации магистральной инфраструктуры

Из представленной выше схемы видно, что большинство включенных в план объектов сконцентрированы по осям «Север – Юг» и «Запад – Восток» и располагаются по всей зоне интенсивного развития территорий. Исключением, пожалуй, являются только аэропорты и некоторые объекты железнодорожной и нефтегазовой инфраструктуры.

С момента утверждения план уже претерпел значительные изменения. В текущей версии числится уже более 500 транспортных объектов, а его стоимость возросла до 7 триллионов рублей. Однако, некоторые мегапроекты отложены на неопределенный срок – например, строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва – Казань». В тоже время начата реализация проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург, стоимостью примерно в 1,5 триллиона рублей, который до сих пор не включен в План.

При этом не стоит воспринимать национальные проекты как исключительно дополнительные объемы работ. Хотя затраты на инфраструктуру растут, большинство объектов государство и так планировало строить. Просто теперь все эти инициативы структурированы в виде национальных проектов, появились сроки их реализации. Фактически же, по консенсус-прогнозу аналитиков рынка, бюджетные затраты на инфраструктуру и иные капитальные проекты вырастут на 20–25%.

Подробнее читайте в большой статье Николая Алексеенко в журнале "ГеоИнфо". ЧИТАТЬ.