Найти тему
Шахтёр

Мой напарник не пошёл в шахту, а механик участка заметил.

Ранее в диалогах с читателями я неоднократно говорил, что работал в двух шахтах Кузбасса. В первой трудился по специальности ГРОЗ, во второй был проходчиком. Однако и там, и там начинал с ГРП. И вот я только-только перешёл из одной шахты в другую с корочками горно-рабочего очистного забоя, однако директор подписал заявление на проходческий участок (на добычной без влиятельной протекции пролезть было невозможно). Ладно, пусть будет проходка; возможно, потом переведусь на добычной, когда тут более-менее освоюсь. Однако наперёд скажу, что в лаву я так и не пошёл, остался в проходке.

Начальник участка приставил меня к бывалому ГРП'шнику под прямое подчинение механику. В нашу обязанность входила наростка противопожарного става, из которого подавалась вода на комбайн для орошения. Каждую ремонтную смену нужно было доставить к забою необходимое количество труб, перекрыть главный вентиль на сопряжении с основной выработкой, сделать наростку, подвесить став на уровне распор (штрек проходили на 17-ю арку), открыть вентиль, проверить стыки труб на течь, в случае надобности устранить (механик за капель гонял, а за струю из стыка семь шкур спускал). В общем, работа нехитрая, каждую смену одно и то же. Быстро освоился где, что и как. Управившись со своим нарядом, помогали ребятам на доставке.

Одна немаловажная деталь – мой наставник любил «заложить за воротник» и неоднократно приходил на наряд с «больной» головой. Удивительно, но начальник с механиком смотрели на это спокойно, да и в ламповой девчонки его пропускали. К тому же нужно отметить: работу свою наставник выполнял всегда, с какого бы похмелья он ни был. Правда, за смену выпьет воду свою, мою и ещё у ребят фляжки опустошит.
Фото: Александр Наумов. Ламповая.
Фото: Александр Наумов. Ламповая.

Итак, отработал я с ним недели полторы. Выходим на работу после выходных. Идёт наряд – начальник с механиком дают задания. Нам вновь как и в прежние смены – наростка противопожарного става, а если время останется, помогать другим. Замечаю, что мой напарник снова хорош «после вчерашнего», однако к этому я уже привычен и особого значения не придал. Не впервой, отработаем.

Наряд закончился, выходим из кабинета. Напарник (наставник) меня останавливает:

– Слушай, сможешь сегодня без меня отработать?

Пожимаю плечами:

– Да смогу, пожалуй. Работа-то не хитрая.

Напарник продолжает:

– Я тебе уже всё показал где что брать-крутить. На «лодке» трубы тебе доставщики доставят, прокладки с болтами знаешь где лежат.

Интересуюсь у него:

– Так ты вообще в шахту не пойдёшь? За тебя жетон сбросить?

Он помотал головой:

– Жетон сбросят, в ламповой договорился. Ты, главное, наряд сделай. А то нам потом обоим от механика влетит.

Утвердительно киваю:

– Сделаю.

Я пошёл переодеваться, напарник отправился в пивбар здоровье подправить. Не знаю, кто за него скинул жетон и получил свет с самоспасателем, но смену ему отметили. В шахте я в одиночку сделал наростку (за исключением того, что доставщики доставили мне в забой трубы, как и пообещал напарник). Открыл воду – ан нет! течь на одном из стыков. Оставлять так нельзя! Устранил течь – теперь всё в ажуре. Правда, никому помогать мне уже не пришлось – просто-напросто времени не осталось.

Итак, приходим на следующее утро на наряд. Мой напарник задержался, в кабинете его пока нет. Механик на меня:

– Где твой наставник?

Удивлённо отвечаю вопросом:

– А мне-то откуда знать?

Механик не унимается:

– А вчера где он был?

Показываю на пустующий стул рядом с собой:

– Здесь сидел.

Механик опять пытает меня:

– А после наряда куда он пошёл?

Понимаю, что механик в курсе вчерашнего события, но всё же всячески пытаюсь не выдавать своего напарника:

– В шахту пошёл. Куда же ещё?

И тут механик взорвался:

– Не было его в шахте!

Спокойным тоном продолжаю отвечать:

– Ну, я с ним в обнимку не хожу и за каждый его шаг сказать не могу.

Начальник молча наблюдает за нашим диалогом и в разговор не вмешивается. Механик снова продолжает:

– Ты отпустил его вчера и работал один.

Тут уже я немного повысил голос:

– Что значит «отпустил»? Я своего напарника на привязи не держу. Да и какая разница – один я работал или не один? Наряд выполнен? став в забое? орошение на комбайне есть?

Механик на мгновение оторопел, потом смягчил тон:

– Ну да, наряд выполнил, замечаний нет.

С улыбкой спрашиваю механика:

– Если замечаний нет, к чему тогда весь этот сыр-бор?

Механик заметно повеселел лицом, махнул рукой:

– Да это я тебя проверил какой ты работник. Молодец, работу знаешь и товарищей не сдаёшь. В коллективе сработаешься.

В то утро напарник действительно чуть припоздал и весь наш разговор слышал, стоя у кабинета участка (дверь была открыта). Через три месяца начальник отправил меня на учебные курсы по подготовке проходчиков, после чего перевёл в звено проходчиком сначала 4-го, а чуть позже 5-го разряда.

-3