История, рассказанная митр. Антонием Сурожским.
В Париже жил молодой, замечательный, но еще духовно не зрелый, иконописец.
Неожиданно он заболел каким-то непонятным душевным расстройством. Ему казалось, что он везде чувствует запах серы.
Мать и сестра, видя не ладное, и не желая его расстраивать поддакивали, тянули носом и говорили:
- Да, да, это правда.
Но их беспокоила создавшаяся ситуация и они обратились в Храм, в надежде на чудесное исцеление своего родственника. Вероятно, они посчитали случившееся некой формой бесовской одержимости.
В Храме к молодому человеку были применены и отчитки от бесов, и исповеди, причастия, окропление святой водой, помазание священным маслом. Но болезнь прогрессировала, парень продолжал терять связь с реальностью.
Тогда Антоний Сурожский был врачом и к нему обратились родственники с вопросом:
- Что же нам делать?
Антоний ответил:
- Бросьте Вы все это. Он болен, а не одержим. Здесь нет действий ни зла, ни греха, ни беса. Направьте его в больницу, чтобы к нему применили электрические шоки мозга.
(В то время такая терапия была одним из способов лечения психических заболеваний, заболеваний нервной системы).
-И вспомните - добавил Антоний - случай из жизни святого Серафима Саровского, когда к нему обратился человек с просьбой об исцелении, а святой сказал ему, чтобы тот шел к врачу и пил лекарства, которые тот пропишет. Святой Серафим напомнил, что Бог создал и врачей, и лекарства, как естественные способы лечения болезней, не вызванных злом, грехом или бесом.
Эти слова шокировали и рассердили как родственников, так и духовенство.
-Как ты можешь такое говорить?! Что ты об этом знаешь?! А вдруг это одержимость?!
- Я не знаю. Я только одно знаю, и, простите, может быть это покажется вам циничным: но если он одержим, то электрический шок не повредит бесу и все останется как прежде. А если он болен, то, в результате такого лечения, наш друг выздоровеет.
Больной был направлен на лечение и через год выздоровел.
Но за это время произошло нечто удивительное и загадочное.
Он вошел в болезнь незрелым иконописцем, а вышел из болезни созревшим иконописцем. Его иконы стали глубокими, зрелыми
Как же такое могло произойти и что все это значило?
Ответ на этот вопрос митр. Антоний Сурожский нашел только через несколько лет, в трудах святого Иоанна Кронштадтского, который говорит:
- Есть души очень хрупкие, которые могут быть разбиты окружающим миром. Бог может насылать на них душевную болезнь, как некую пелену или безумия или частичного какого-то непонимания, отчуждения, пока эта душа не созреет духовно. Эта душа может не созреть вовсе в этом мире, но она будет созревать в тишине этого, так называемого безумия и вступит в Вечность зрелой, созревшей.
А иногда бывает и так, как произошло с этим иконописцем: когда пелена снимается в результате медицинского лечения, и оказывается, что за ней человек пережил что-то, что ведомо только ему и Богу, и что неподвластно действиям и влиянию других людей. И это переживание позволило молодому иконописцу окрепнуть духовно, чтобы жить в полумраке этого мира и при этом видеть свет Божий.
Владыко Антоний добавлял лишь один краткий комментарий:
-Когда люди попадают в такие ситуации, родственникам, друзьям, близким, стоит молиться за человека, как за ближнего. Молитвенная помощь бывает существенна.