«С годами умные люди понимают, что даже целый ряд весьма впечатляющих цифр, умноженных всего на один ноль, в итоге всегда дает ноль», – заметил как-то Уоррен Баффет. Дело было много лет назад, но то, что никакие доходности не оправдывают высокого риска, остается как минимум мнением, о котором стоит знать.
К текущему положению дел на рынках это вполне могло бы подойти. Но есть нюансы. Хотя и в те времена можно было остаться не только без денег, но и в долгах, великий инвестор умножал все-таки на ноль, а не на цифру с минусом. Увидев в газете отрицательные ставки и котировки, он точно знал бы: опечатка. А если бы какой-нибудь центробанк, включая американский, начал столь сильно снижать ставки, не говоря уж о масштабной печати свежих денег, приключилась бы инфляция.
Сейчас не так. Хотя еще буквально весной то, что цены на нефть могут упасть ниже нуля, не могли представить себе ни МосБиржа (тикер: MOEX), ни многие российские трейдеры. Части последних это, к слову, обошлось очень недешево. Но и в момент появления отрицательных цен, как и (намного ранее) в случае со ставками, это еще воспринималось как нечто аномальное, скандал. Ныне же все это абсолютно легитимная ситуация.
И даже сам этот факт – банальность. Прошло несколько месяцев, и все привыкли к тому, чего не то что не было, а и немыслимо было вообразить. С сегодняшнего дня, например, МосБиржа «расширяет список торгуемых инструментов с поддержкой отрицательных цен». Теперь при удобном случае можно будет продать за цену меньше нуля фьючерсы на нефть Brent. Ранее это было возможно только для фьючерсов на природный газ и нефть Light Sweet Crude Oil.
Наличие такой возможности весной уменьшило бы чьи-то убытки и сделало бы скандал вокруг этой истории менее громким. Возможно, таким, каким он был в США. В остальном же прилаживание и подстройка биржевой инфраструктуры к абсурду – явление хотя и неизбежное, коль скоро ей все равно приходится иметь с ним дело, но и небезопасное.
Прежде всего, раз начав расширять список инструментов с поддержкой отрицательных цен, остановиться трудно. И если программное обеспечение американских бирж позволит, а в их правила будут внесены поправки, мы имеем шансы увидеть любые инструменты котирующимися ниже нуля. В конце концов пока торговые системы не позволяли выставлять отрицательные цены, их и не было.
Пандемия искажает многое в экономике, а на рынках по всему миру к тому же появилось немало новых спекулянтов. И это в перспективе грозит проблемами, которые даже сейчас могут казаться фантастикой. Но если нефть может стоить ниже нуля, то почему не может другое сырье? Ведь отрицательные цены были установлены на один из самых востребованных товаров в мировой истории. Почему после этого они в принципе невозможны для стали, сахара и вообще любого биржевого товара?
На любом рынке может возникнуть паника, затоваривание или еще что-то из того, чем объясняли весенний провал нефти. И раньше бывали биржевые крахи. Но только современные системы способны отправлять при этом цены в область отрицательных величин, а те, кто их настраивает, – считать, что это достижение.
В случае с ценами на акции регуляторы и биржи устанавливают достаточно жесткие ограничения на предельные размеры изменений котировок. Появились они некогда как раз в связи с их обвалами, причем до цифр выше нуля. И причины вполне понятны. Но искажения цен на товары способны нанести любой экономике больше вреда, чем падения котировок акций.
Даже в мае на заправках не наливали бензин с доплатой. И если биржа устанавливает цены по правилам не реального мира, а странной компьютерной симуляции, то однажды это отразится на экономике страшнее пандемии. Хотя если прислушаться к поклонникам Ника Бострома, известного «Доказательством симуляции», то переживать уже незачем.
Наверное, как-то так и должно ощущать себя человечество, оказавшееся на чьем-то жестком диске, если там же будет еще и новый вирус. Перестают работать старые научные законы. Бесконтрольная эмиссия вызывает дефляцию, нефть никому не нужна, зато ценятся ничем не обеспеченные криптовалюты. Отдельные граждане, помнящие былые времена, ждут одних проблем, а возникают другие. При этом давно существует экономическая теория, прекрасно объясняющая, почему все так.
На очереди более фундаментальные изменения. Можно ждать открытия пассажирской телепортации. Но непременно где-нибудь в проверенном месте – старом пылесосе, например. А регуляторы всерьез займутся отрицательными ценами.
ЧТО БЫЛО
Евро откатил рубль на 4 года
Прошлая неделя оказалась непростой для многих рынков мира. Снижались на фоне приближающихся выборов президента США и нарастания второй (а в некоторых странах уже третьей) волны пандемии американские и европейские акции. Российские выглядели не лучше.
Индекс МосБиржи за неделю упал на 4,48%, закрывшись на отметке 2690,59 пункта. Это июньский его уровень, но в ходе пятничных торгов им обновлялись минимумы с середины мая. Индекс РТС рухнул на 8,37% до словно бы нарочно подобранной (для того, чтобы пугать мистиков) цифры 1066,6 пункта. Тем самым он откатился уже на уровни конца апреля. Такой плачевный результат обусловлен тем, что рассчитывается он в долларах США. А курсу рубля на минувшей неделе было очень непросто.
Курс доллара на этой неделе достигал 79,63 рубля, лишь немного не дотянув до уровня 29 сентября (79,975 рубля). Но курсу евро удалось достичь нового многолетнего максимума – 93,4 рубля. В прошлый раз на этой отметке европейская валюта находилась в январе 2016 года. Одной из причин такой слабости отечественной валюты было снижение цен на нефть. Котировки Вrent на неделе снижались до $ 37,26 за баррель – это уровни мая – июня.
Причины падения здесь были схожими. В первую очередь коронавирус, распространяющийся по всему миру и грозящий все новыми локаутами и снижением потребления энергоносителей, а во вторую – все те же американские выборы, хотя и в несколько необычном ракурсе.
Если акции снижаются из-за подозрений рынка в том, что Дональд Трамп не признает свое поражение, а также отмены проведенного при его президентстве снижения налогов, то нефть падает еще и потому, что в случае победы Джо Байдена возможна отмена санкций, наложенных на Иран. Последний, соответственно, на фоне снижения спроса из-за развития пандемии сможет начать активный экспорт нефти. Для рубля же Байден в качестве президента США плох еще и тем, что от него ожидают новых антироссийских санкций.
При этом ситуация с пандемией развивается по неблагоприятному сценарию, что способно дополнительно ограничить интерес иностранных инвесторов к развивающимся рынкам. В России число заболевших за сутки превысило 18 тысяч, а в США – ежедневно фиксируется около 90 тысяч. Некоторым странам Европы уже не удалось избежать частичных локдаунов. Германия и Франция решили закрыть на месяц развлекательные и общественные заведения, а также ограничить поездки. При этом остальной бизнес продолжает работать – повторение весеннего сценария по-прежнему считается убийственным для экономики шагом.
ЧТО БУДЕТ
Понедельник, 2 ноября
Закрытие реестров акционеров для участия во внеочередном общем собрании «Северстали» (тикер: CHMF) и Трубной металлургической компании (TRMK).
Совет директоров «Юнипро» (UPRO) рассмотрит вопрос о рекомендации внеочередному общему собранию акционеров по размеру дивидендов по результатам 9 месяцев 2020 года.
Финансовые результаты по МСФО за III квартал «Мосэнерго» (MSNG) и «Детского мира» (DSKY).
В этот день исполняются месячные фьючерсы на нефть Brent.
Вторник, 3 ноября
Совет директоров ГМК «Норильский никель» (GMKN) рассмотрит вопрос о рекомендации внеочередному общему собранию акционеров по размеру дивидендов по результатам 9 месяцев 2020 года.
В этот день исполняются недельные опционы на фьючерсы на акции.
Среда, 4 ноября
Государственный праздник «День народного единства». Торгов на Московской бирже нет.
Четверг, 5 ноября
Закрытие реестра акционеров Банка «Санкт-Петербург» (BSPB) для участия во внеочередном общем собрании.
В этот день исполняются недельные опционы на фьючерсы на Индекс РТС и валютную пару USD/RUB.
Пятница, 6 ноября
Финансовые результаты по МСФО «ФосАгро» (PHOR) за III квартал.
Совет директоров «ФосАгро» рассмотрит вопрос о рекомендации внеочередному общему собранию акционеров по размеру дивидендов по результатам 9 месяцев 2020 года.