С правовой точки зрения, либеральная экономическая модель, в которой обеспечена и находится в прерогативе свобода частной собственности, называется капитализмом. Капиталистическая формация характеризуется угнетением (эксплуатацией) одной части общества (наемных работников - всегда большей по численности) другой (капиталистами).
Говорят: "если бы не было бедных, откуда бы взялись богатые", что справедливо. Эксплуатация одним множества других, могла бы плохо кончится для первого. Однако, именно для того чтобы последние не разорвали капиталиста со всеми его деньгами, служат законы охраняющие право собственника на средства производства (капитал) и эксплуатацию наемных работников. Такой общественный порядок "на улицах" охраняют так называемые силовые структуры государства, в лице полиции, если та не справляется - внутренних войск (в России еще национальная гвардия). Конечно, влияние капитала (собственности средств производства) на право (законотворчество, суд, исполнение законов (исполнительная власть) существует и существовало во все времена сожительства частной собственности и государства.
В теории государства и права диалектический материализм К. Маркса выводит следующую структуру эксплуатации общественных отношений в капиталистической формации: Капитал - Законотворчество ( Создание права ) - Исполнение Закона (Правоприменение) - пролетариат. То есть доминируют интересы капитала (класса собственников средств производства), а чтобы обеспечить саму эксплуатацию пролетария (класс наемных работников), создается государство как машина эксплуатации. Разорвать этот круг государственного устройства обогащения одних за счет других по марксизму может и должен последний в цепи, то есть обогащающий других класс пролетариата. Именно на него возложена обязанность сбросить социально-экономический гнет и восстать.
Роль права в государственном устройстве
В данном параграфе мы будем рассматривать не то, на сколько может обогатится отдельно взятый чиновник в том или другом органе власти. Не то, что выгоднее - статус министра, парламентария или судьи. А то место и значение представителей трех разных ветвей власти в осуществлении государственной схемы обогащения.
Вернемся на минуту к схеме капиталистической эксплуатации в марксизме. Там государство и право представляются инструментом экономического и социального подавления одних другими. Причем право неразрывно связанно с государством и служит одному господину - капиталу. Против этой махины социального угнетения, где экономически сильный, используя сразу обе сущности власти (и государство и его дух - право) эксплуатирует самый социально не защищенный класс наемных работников (пролетариат).
Огромным достижением марксисткой коммунистической идеологии было наверно даже не то, что появились государства сошедшие с общего капиталистического пути. А больше, видимо, то, что правовой дух проник в сферу эксплуатации. Конечно, капиталисты бы никогда не пошли на сокращение рабочего дня, выходные, или отпуска добровольно. Возникновением этих социальных прав пролетарии всего мира обязаны СССР. Условия труда в социалистическом государстве, где появилось Право Трудящегося, завидно отличались многими правовыми гарантиями от стран запада. Тогда капитализм пошел на эти уступки (наделение рабочего правами) лишь перед угрозой социалистических революций на территории своих стран. Наделение наемного рабочего правами было платой за сохранение самого экономического строя.
Вообще модель капиталистического государства сегодня в мире во многом универсальна. Республика с разделением власти на ветви - исполнительную, законодательную, судебную. Такая структура имеет в своей сердцевине Закон, поэтому декларативно признается "верховенство права" и такое государство называют правовым. Право вообще пронизывает и связывает все государственное устройство и общественные отношения внутри.
Все ветви власти в государстве связывает право. Одна создает (законодательная), другая исполняет ( исполняет закон как предписание или указ), третья определяет дух права (судебная). В такой взаимосвязи и обеспечивается ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА.
Это идеализированное для права положение встроено нынче практическую в любую конституцию либерального государства. Но кто видит в этом объективную реальность? Кто подтвердит, что для государства "человек, его права и свободы являются высшей ценностью" , а не права акционеров Газпрома? Если нет, то почему одни ничего не делая ("пассивный доход") получают по дивидендам за месяц столько, сколько другой не может работая год по 12 часов в сутки. Акционер что больше человек что должен жить в роскоши? А этих бездомных у метро тоже считать за людей? Тогда не пора ли пересмотреть отношения по отношению к недрам Родины? Испугались, акционеры? Нет! Защищает непреступною стеной "святое" и неприкосновенное право частной собственности - руки прочь от моего.
Вопрос в том, какого духа это право? Рабовладелец в Риме или соединенных штатах мог по праву определить судьбу раба как вещи ("servus est res" - раб есть вещь). Как в Риме, так и в США, убить раба (определить судьбу вещи вплоть до ее уничтожения) позволяло право частной собственности.
Какое же право сегодня превыше других?
То же самое, которое позволяло уничтожать продукты на глазах умирающих с голода - "ну это же кризис перепроизводства, не сделай так, собственник же не получит нужную норму прибыли - все в норме".
За свою тысячелетнюю историю право частной собственности видоизменялось расползалось и дробилось, долевая, акционерная, картельная или транснационально корпоративная. Как ее не называй, суть осталась прежней как и тысячу лет назад. Но за долгие годы эксплуатации народа, росло и крепло другое право - естественное право человека. Ценою восхождения этого права - были реки крови пролитые в революциях и войнах. Ценность и неприкосновенность человеческой жизни вошла в Конституции государств после миллионов смертей, во 2-ой мировой. Французская революция доказала, что свобода - не сказки мыслителей, и за нее нужно бороться. Социалистическая революция в добилась нового экономического и социального права для простого рабочего во всем мире.
Право человека всегда вступало в противоречие с правом собственности. Восстания рабов - первое историческое проявление духа человеческого права в борьбе против собственности на человека. Не стоит думать, что частная собственность сегодня является в лице имущества какого-то отдельного буржуя, ныне она уже давит глыбой глобального финансового капитала и транснациональных корпораций. Эти сущности теперь эксплуатируют не просто рабочих, а уже сами государства, их финансовые и политические системы, добиваясь своих интересов по всему миру.
Близится битва за верховенство права - права человека!
Продолжение следует...