Когда мы говорим про инвестиции, мы часто имеем в виду наши взаимоотношения с деньгами. Любые способы их вложения и приумножения.
Это отчасти стереотип. Просто деньги — понятный и удобный ресурс, с которым проще всего заниматься инвестициями.
Хотя, в глобальном смысле, инвестировать мы можем любой свой ресурс. Это могут быть и деньги и время и энергия. И вообще, любые другие чувства. Такие как эмпатия, благодарность, дружба, любовь.
The Beatles в своей последней песне своего последнего альбома говорили так: "End in the end the love you take is equal to the love you make".
То есть, если верить богам, наша любовь, подаренная кому-то, возвращается, как минимум, в том же количестве, в котором мы её инвестировали.
Как минимум! (.. Карл!)
Точно также, когда мы вкладываем своё время в личное развитие и получение новых навыков, к нам возвращаются равнозначные новые умения. Они дополнительно приносят нам такие дивиденды как удовольствие, удовлетворение, деньги и пр.
Мы растим своих детей в любви и понимании. И мы можем всерьёз надеяться на то, что их любовь, их понимание будут больше и крепче, чем наши вложения. Не обязательно в наш адрес. Не в этом суть.
Когда мы вкладываем свои знания и жизненный опыт в других людей, помогаем, участвуем в их становлении, сопереживаем их поражениям и победам, мы также имеем все шансы создать большее, чем просто биологический приёмопередатчик навыков по образу и подобию человека.
Мы можем обрести себе последователей и соратников.
Я регулярно и сознательно стараюсь думать как инвестор в совсем непривычных для меня областях — тренирую стратегическое мышление.
Озарения случаются там, где всё кажется очевидным. Правда, становится очевидным оно лишь с момента, когда ты обратил на это внимание.
И вот одно моё наблюдение для иллюстрации.
Многие помнят, как с середины девяностых годов прошлого века в Россию стали заходить сетевые компании с разного рода продуктами, но в первую очередь с БАДами.
Времена были неоднозначными. Люди были голодными. И те же самые люди были максимально неопытными в сетевых продажах. Плюс ко всему, действительно экологичных способов для продвижения себя и своего продукта было не так уж и много. А отделить приличную сетевую компанию (а такие вообще бывают?) от финансовой пирамиды поначалу мало кому удавалось. Критерии и сейчас многим не понятны.
Методы организации собственной сети были самыми простыми:
Обзвонить знакомых и друзей, обзвонить друзей знакомых и друзей друзей. Провести несколько квартирных встреч. Продать образцы. Подписать под себя нового клиента. По крайней мере, я так помню. Добавлю, цур инфо, что никогда в жизни я не участвовал ни в одном МЛМ бизнесе лично.
В начале двухтысячных очевидная шелуха отпала. То, что осталось на поверхности, продолжало работать и было несколько дискредитировано напором ярых «продвиженцев». Общее отношение к сетевому бизнесу у свободных граждан, на мой взгляд, было скорее настороженно-негативное, чем нейтральное. Между тем, МЛМ компаний становилось только больше.
Их стратегии и тактики видоизменялись. Применялись новые способы работы с клиентами и новые маркетинговые ходы. Параллельно с эволюцией интернета трансформировались рабочие инструменты сетевых компаний.
В 2006 году я познакомился с одной международной косметической фирмой, которая продвигала продукты через многоуровневые продажи. И мне бы не было до неё никакого дела (я до сих пор не активно пользуюсь даже мужскими косметическими средствами), если бы в компании уже работала на то время моя будущая жена. Так судьба свела меня с ней и с МЛМ за один скрип.
Что же из этого получилось?
Получился союз с женщиной. Получилось общение с её коллегами и любознательный анализ концепции сетевого маркетинга. Оказалось, что помимо концепции, конкретно в данной экосистеме присутствует еще и философия. Вот так новость!?
В результате, мне стало понятно вот что:
— МЛМ МЛМу рознь (пусть это будет постулатом, аксиомой). Есть качественные сетевые компании и есть все прочие.
В качественном МЛМе мы имеем:
— качественный реальный продукт, услугу или инфопродукт
— качественное обслуживание клиентов
— качественную поддержку
— качественную структуру и инструменты для работы
— реальные деньги
— рост дохода соразмерно усилиям
— профессиональное развитие людей внутри структуры
— личностное развитие соратников
— признание
— мотивацию
— бонусы
— совместные тимбилдинги и путешествия
— прописанные техники
— конкретные задачи
— понятный план продаж
— понятный карьерный рост
— тотальную поддержку на всех уровнях
Но, лично для меня есть два самых важных фактора в МЛМ. Без них я не представляю себе возможность реализации любых других качественных надстроек. Они как фундамент. Если нет фундамента, то все остальные уровни непрочны.
Этот фундамент: Философия и Миссия компании.
Они отвечают на вопрос "зачем?" Самый главный вопрос, который позволяет нам найти множество "как?"
1. Философия знакомой мне компании "Вера. Семья. Карьера".
2. Миссия "Мы улучшаем жизнь женщин".
3. Девиз "Женщина может всё".
Когда я прочитал эти фразы в какой-то корпоративной брошюре, я подумал: "Интересно. Посмотрим, что из этого получится". Смотрю уже 14 лет. И вижу, что всё получается наилучшим образом.
Чтобы рассказать про конкретную сетевую структуру, мне даже не нужно расписывать, насколько изменилась и «выросла» моя жена за эти годы благодаря ей. И насколько она счастлива, что еще во время учебы в институте нашла своё главное дело в жизни. Я просто уверен в том, что она работала бы в этой компании «за бесплатно» с таким же интересом и с такой же любовью, как она делает это сейчас. Конечно, это было бы справедливо только в идеальном мире, где никому не нужны деньги.
Но я же делюсь с позиции инвестора. Поэтому, ближе к делу.
Что, с точки зрения инвестора, здесь произошло хорошего за 14 лет? Для моей жены разумеется (ну и для меня паровозом).
1. Приобретены необходимые навыки общения с людьми и навыки прямых продаж, знания по косметологии и макияжу, а также прочим профессиональным умениям, которые мне трудно выговорить. Это инвестиция в свои компетенции, которые «не пропьешь». На уровне неосознанной компетенции.
2. Просеяно стотысячное войско соискателей и собрана отличная команда профессиональных продавцов консультантов, директоров, мотивацией для которых служат те же самые принципы, что и для Лидера команды.
В большинстве случаев, цели руководителя и участников команды СОНАПРАВЛЕНЫ. Команда будет со своим лидером во веки веков. Хоть, к сожалению, не переходит по наследству.
3. Любые ключевые наработки, опыт, люди, привлеченные в команду, остаются с тобой на-все-гда. Итого, вложение любого ресурса здесь - это, в первую очередь, вложение в свое будущее.
4. Ништяки. Если интересно, то помимо зарплаты и бонусов за проделанную работу, компания также особо поощряет выполнение глобальных конкурсов. По результатам фирма дарит автомобили, поездки в дальние страны (иногда с супругом) и самые настоящие драгоценности (цацки то есть)!
Важно! В разрезе инвестиций отметим еще один значительный профит многолетней работы здесь. Это бонус при выходе на пенсию. Сумма выплаты равняется (примерно) СУММЕ дохода за лучшие 2 года работы в компании. И это может быть довольно приличная цифра!
Описанное выше - мой личный опыт соприкосновения с МЛМ. Но поскольку этот опыт позитивный, то я вижу реальные перспективы своего потенциального участия в такого рода будущих проектах.
Почему нет?
Поскольку сетевой маркетинг не имеет канонического образа, то его варианты могут быть разнообразными. Я уверен, что смогу найти себе подходящие эксклюзивные образцы, если захочу.
Это могут быть:
— знакомые всем МЛМ компании с прямыми продажами продуктов массового потребления ("не совсем мое")
— вариации интернет-проектов с продажами услуг
— инвестиционные инструменты с многоуровневой системой продаж
— реферальные программы в интернет сервисах (когда ваш клиент заходит на площадку по вашей ссылке и вы получаете от этого дополнительный доход, т.е. от заработка площадки, не от клиента)
Рубрика "Кстати говоря"
Знаете, как при помощи экспресс анализа вычислить настоящий перед вами МЛМ или пирамида? У сетевого бизнеса есть реальный продукт. Возможно, что и не совсем продукт, но что-то вполне определенное.
Это может быть услуга, например. Факт в том, что она РЕАЛЬНО предлагается и оказывается. У пирамиды реального продукта (в большинстве случаев) нет. Ну, только если конспирация 80 lvl.
Как вы понимаете — я к чему-то веду. Это что-то заключается в следующем. Сама идея организации многоуровневых продаж прекрасна.
Добросовестный сетевой маркетинг даёт много возможностей и имеет ряд преимуществ, в сравнении с другими вариантами личной занятости.
Резюмируем преимущества МЛМ.
1. Гибкий рабочий график. Очень круто. Для тех, кто вот только уволился с работы вообще "Агонь!".
2. "Вынужденный" нетворкинг. Тут нельзя по-другому. В этом смысл. В этом точки роста.
3. Стимул к саморазвитию и повышению своих личных компетенций. Да, вы просто обязаны быть интересным человеком и "продавать" в хорошем смысле свой образ мысли и образ жизни.
4. При качественном подходе к делу - постоянный рост дохода. Постоянный и неограниченный. Ваш доход пропорционален вашим оборотам в компании. Никто не устанавливает вам з/п «до, но не превышая NN суммы».
5. И самое главное в многоуровневой системе, это создание своей личной сети последователей и единомышленников.
Те люди, которым вы помогаете делать первые шаги по пути развития в конкретной структуре, останутся с вами ровно столько, сколько вы сможете приносить им пользу своим участием и наставничеством. А в перспективе, они смогут продвигаться и без вашей поддержки.
Одним вы покажете способы организации рабочего времени. Другим дадите навыки общения с людьми. Третьим (и первым + вторым тоже) поможете просто заработать кучу денег. И, что самое приятное, это будет, как минимум, соответствовать будущей отдаче от ВАШИХ людей.
Что отдаёте, то и вернется. В результате усилий помноженных на время, у вас на руках будет качественная команда с фундаментом заложенных Вами принципов, достойным заработком и полным ощущением светлого будущего у всех, кто вовлечен. Команда, где каждый сам себе хозяин, из которой не увольняют и которую не отнять. И это замечательно.
Нюанс есть в том, что в своей жизни мы каждый раз сталкиваемся с ЧАСТНЫМИ случаями воплощения идеальных идей. Поэтому невозможно гарантировать, что в какой-то отдельной экосистеме будут соблюдаться все важные принципы для возможности её многолетнего существования, роста, прогресса и развития наилучших гуманистических качеств её работников.
И как с этим жить?
Просто жить. И стараться, по возможности, отделять пустое - от твердого. Потому что пустое и твердое в сумме дают пустое.
Если вас чем-то не устраивает или настораживает конкретное направление МЛМ бизнеса (да, пожалуй, и всего прочего в зоне влияния), то просто стоит прислушаться к себе и не лезть в историю, очертя голову. Вы почти всегда вольны анализировать ровно столько, сколько вам потребуется для этого времени. Вы можете быть клиентом или пользователем услуги для начала.
В любом случае, нельзя заниматься тем, к чему есть явное отторжение. Но в случае, когда вы почувствуете, что "душа лежит", можно смело начинать действовать в направлении многоуровневых продаж.
Как мы уже говорили выше, инвестиции здесь не только про деньги, но и про судьбы людей, идущих за вами. А что может быть лучше, чем инвестировать свои успехи в будущие успешные судьбы?