Найти тему
Trаvel/History

Что можно посетить в Санкт-Петербурге кроме дворцовых комплексов?-Музей железной дороги (залы советского времени 1930-1940гг.)

В прошлой статье мною был описан зал дореволюционных составов в железнодорожном музее Санкт-Петербурга возле станции Балтийская. В настоящей статье продолжим описание музея, плавно перемещаясь в залы железнодорожных составов советского времени.

Л - 2298. Личное фото экспозиции железнодорожного музея
Л - 2298. Личное фото экспозиции железнодорожного музея

Л - 2298. Л (в честь конструктора Лебедянского, "Лебедянка") - магистральный грузовой паровоз, выпускался в 1945-55г. Первоначально (до 1947г) именовался П - "Победа". Один из лучших и самых массовых советских паровозов.

Формула 1-5-0, служебный вес 103 т, мощность до 2200 л.с., скорость 80 км/ч.

ЛВ18-002. Личное фото экспозиции железнодорожного музея
ЛВ18-002. Личное фото экспозиции железнодорожного музея

ЛВ18-002. ЛВ - магистральный грузовой паровоз, выпускался в 1952-56гг. Самый конструктивно совершенный среди советских паровозов (КПД до 9,2%).

Формула 1-5-1, служебный вес 121 т, мощность 2600 (до 3500 на усоверш.варианте) л.с., скорость 80 км/ч.

Ов-6640. Личное фото экспозиции железнодорожного музея
Ов-6640. Личное фото экспозиции железнодорожного музея

Ов-6640

Паровозы типа О (в т.ч. модификация Ов - "Овечка") - самая массовая дореволюционная серия паровозов. В различных модификациях строились (в основном) с 1890 по 1915гг. Всего было выпущено более 9000 шт. - настоящая "рабочая лошадка" дореволюционных ЖД.

Ов-6640 - один из старейших сохранившихся. В годы ВОВ, как и многие другие "овечки", был забронирован и использовался в составе бронепоезда.

Год выпуска 1902, Формула 0-4-0, служебный вес 52 т, мощность до 600 л.с., скорость до 55 км/ч.

Тендер от Ол-1236.

Тк 3 1105. Финский паровоз. Личное фото экспозиции железнодорожного музея
Тк 3 1105. Финский паровоз. Личное фото экспозиции железнодорожного музея

Тк 3 1105

Финский грузовой паровоз. Строились в 1928-53гг, часть по репарациям после ВОВ передана в СССР (но не данный Тк3-1105, который был построен в 1943г, работал в Финляндии и поступил в музей по обмену).

Формула 1-4-0, вес служебный 52 т (73 т с тендером), мощность 600 л.с., скорость 60 км/ч. В результате советско-финской войны в 1939-1940 гг. в СССР оказалось около 90 паровозов финских железных дорог. Самыми многочисленными из них оказались товарные локомотивы типа Tv1 и Тk3. Большая часть финских локомотивах числилась в парке Октябрьской ж/д. 2 финских паровоза находились в инвентаре Ленинградской ж/д. В 1950-е гг. локомотивы данных моделей были списаны.

Дрезина. Личное фото экспозиции железнодорожного музея
Дрезина. Личное фото экспозиции железнодорожного музея

Название данная модель получила по имени ее немецкого изобретателя Карла фон Дреза. В 1815 г. фон Дреза продемонстрировал императору Александру 1 четырехколесный самокат, но его окончательный вариант появился в 1817г.

Паровоз в разрезе. Личное фото экспозиции музея
Паровоз в разрезе. Личное фото экспозиции музея

Экспонат показывает, как выглядит изнутри паровоз серии Э с индексом «р», построенный в 1955 году на заводе имени Сталина в Польше. Разными цветами внутри паровоза обозначены огонь, вода и пар — главные вещества, благодаря которым железный гигант начинает движение. Музейные посетители могут рассмотреть устройство топки, многотрубчатый паровой котел, дымовую коробку и «сердце» паровой машины. С помощью биноклей с элементами дополненной реальности любой желающий может проследить, какой путь совершала вода в паровозе, начиная от поступления в тендер, заканчивая превращением в пар.

Пассажирский паровоз С 68 . Личное фото экспозиции музея.
Пассажирский паровоз С 68 . Личное фото экспозиции музея.

Пассажирский паровоз С68. Единственный сохранившийся локомотив из серии С. Когда-то паровозы этой серии называли курьерскими за высокую скорость — до 115 км/ч.

Уже будучи выведенным из эксплуатации, этот паровоз использовался на одном из Московских заводов железобетонных изделий в качестве котельной установки. Мог бы и пропасть совсем, но за дело взялись энтузиасты-железнодорожники, которые спасли локомотив.

Сегодня паровозу исполнилось уже более ста лет. Зеленый цвет его корпуса означает, что паровоз пассажирский, силуэт дверцы дымовой коробки в виде стрелы напоминает об одном из названий локомотива — стремительная «Красная стрела».

СОМ 17-1137. Личное фото экспозиции музея
СОМ 17-1137. Личное фото экспозиции музея

СОМ расшифровывается Серго Орджоникидзе, а литера "М" значит, что паровоз оборудован механическим углеподатчиком. Паровозы этой серии создали в 1934 году, когда потребовался мощный локомотив приемлемых габаритов и массы, который мог бы эксплуатироваться без массовой реконструкции депо и путей. Локомотивы вообще часто называли в честь деятелей революции: паровозы ФД и ИС - это Феликс Дзержинский и Иосиф Сталин. А в честь кого назван электровоз ВЛ, догадаетесь?

О паровозах первой половины советского времени можно писать бесконечно, но задача данной статьи заключается в ознакомлении с самыми выразительными экспонатами.

До скорых встреч. В следующей статье ознакомлю с локомотивами второй половины 20 в. подписывайтесь на мой канал, увидите и узнаете много интересного.