Найти в Дзене
По душам

Как воспитать уверенность в себе у подростка, и почему это так важно (часть первая)

Оглавление

Эта статья адресована в первую очередь родителям, поскольку написать ее вдохновила моя дочь. Ей, как и многим детям в подростковом возрасте, критически не хватает уверенности в себе, что сказывается и на восприятии себя в обществе и на отношениях со сверстниками. Мы стали часто разговаривать об этом, и я поняла, что сама по себе проблема не решится, что надо действовать. И вот, что мы начали делать...

Что такое неуверенность в себе

Первым делом мы прояснили, в чем проявляется эта неуверенность и как она мешает дочке нормально жить. Неуверенность и низкая самооценка шагают в ногу. Это может проявляться как сравнение себя с другими сверстниками не в свою пользу, либо как повышенные требования к себе, которые сложно выполнимы. Также низкая самооценка возникает из-за какого-то внешнего изъяна, от которого образуются комплексы.

В нашем случае оказалось всего помаленьку. Я поняла, что даже и не догадывалась, насколько мы с дочерью внутренне похожи. Она также постоянно ругает себя за косяки, но продолжает повторять те действия, которые приводят к недовольству собой, то есть сценарий, приводящий к заниженной самооценке, повторяется из раза в раз.

Еще неуверенность в себе усиливалась в результате неопределенности по поводу будущего. Дочь не знала, к чему стремиться, чем она хочет заниматься после школы, и это ее заводило в какой-то тупик бессмысленности всего, что она делает сейчас. Некоторое время я не вмешивалась, давая ей шанс разобраться самой. Но по прошествии времени ничего не менялось только усугублялось состояние растерянности перед непонятным "далеко".

Откуда берется неуверенность в себе у подростков

Во всем виноваты родители - скажет кто-то... Честно сказать, я долго копалась в нашем прошлом, чтобы найти те свои ошибки, которые бы прямо повлияли на сложное психологическое состояние моего ребенка сейчас. Конечно, они были, как и у всех. Но ничего вопиюще несправедливого, жесткого, тоталитарного по отношению к ней не применялось. У нас максимально равноправные отношения, в которых все члены семьи должны уважать друг друга.

У меня педагогическое образование. И, несмотря на то, что педагогический опыт у меня небольшой, азы я знаю. Поэтому в отношении к ребенку мы не делаем следующего:

1. Не сравниваем ее с другими детьми. Мне въелась в память папина фраза, сказанная мне в детстве, что моя подружка в чем-то лучше меня. По-моему, речь шла про учебу, хотя в начальной школе я была отличницей. Видимо, настолько болезненно это было услышать от своего отца, что постепенно и моя дружба сошла на нет. Так что кроме вреда такие сравнения ничего не приносят.

2. Не лишаем ее права объяснить свои поступки. Я знаю людей - родителей и учителей, которые даже не пытаются выслушать объяснений ребенка, моментально выносят приговор и назначают наказание. У нас всегда есть диалог.

3. Не принуждаем ее заниматься чем-то в угоду нам, только если это не домашние и семейные обязанности. Мы никогда не навязывали ей какие-то увлечения и занятия, хоть и предлагали варианты.

Таким образом, подчеркну, что у дочки в нашей семье всегда есть право голоса. Она довольно самостоятельна, с учебными делами справляется сама, по мере взросления учится решать свои жизненные задачи, но при этом всегда может рассчитывать на нашу поддержку и помощь.

Итак, с климатом в семье, думаю, все понятно. Как мне, да и дочери, по ее словам, кажется, он довольно благополучный. Откуда же тогда берется мучительная неуверенность в себе, которая буквально мешает ей нормально жить?

Мне видится, что главным образом, берется она от понимания, что ты не такой, как другие, но это неплохо. Я чувствовала это всю жизнь, и мне все хотелось найти таких же, как я, чудаковатых что-ли. Теперь-то я понимаю, что все люди индивидуальны, все очень разные, но в школе, если ты не стремишься мимикрировать под массу, то рискуешь стать изгоем. Особенно это проявляется в классах, где учитель не работает над сплочением детей, где каждый сам за себя и сам по себе. К сожалению, учителям сейчас реально сложно проводить полноценную классную работу. Внешкольных встреч, выездов у нас практически нет. У детей нет возможности раскрыться друг перед другом с интересных сторон, они плохо знают даже соседа по парте.

Так вот ярко выраженная индивидуальность - это как бы вызов обществу, типа кто не с нами, тот против нас. Если ты не стараешься соответствовать ожиданиям и представлениям других людей, а у подростков за критерии нормальности часто берутся дурные привычки, следование моде в музыке, облике, манерах и т.д., значит ты чужой, лишний. В лучшем случае тебя не замечают, игнорируют, в худшем - над тобой насмехаются и издеваются.

Непринятие обществом - это очень больная тема для подростка. И выход из ситуации тоже непростой.

О том, как родителям поддержать своего ребенка и помочь подростку развить уверенность в себе, читайте во второй части.