Источник: https://www.almin.ru/events/gorod-kontrastov/
Бытует мнение, что по интересным концепциям и общему уровню общепита Петербург отстает от Москвы лет на пять. Однако есть и другой взгляд: рестораны в Северной столице вкуснее и дружелюбней к гостю. Цифры показывают падение рынка, рестораторы говорят о снижении потока и среднего чека, но заведения продолжают открываться. Как переживает и что наживает в кризис ресторанный Петербург?
По данным Петростата, на июнь 2016 г. во втором крупнейшем городе России проживает 5 243 600 человек. На август 2016 г. в Санкт-Петербурге зарегистрировано 7400 объектов предприятий общественного питания различных типов и форматов (данные Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка).
Выживать общепиту в Петербурге, как, впрочем, и во многих других городах, в последнее время непросто: рост цен на продукты вследствие эмбарго и валютных скачков, общее падение потребительского спроса рестораторам, мягко говоря, не на руку. По данным Росстата, оборот общественного питания в Санкт-Петербурге в 2015 г. составил 57176,6 млн руб., упав по сравнению с предыдущим годом на 3,4%. 20 крупнейших ресторанных сетей Петербурга в прошлом году сократили свои активы на 3,2% (данные собственного исследования журнала «FoodService»).
Парадокс в том, что цифры показывают отрицательную динамику, но рестораны в городе продолжают открываться. «На рынке в последние два года творится безумие. Рестораны открываются в невероятном, нездоровом темпе, несмотря на кризис, -удивляется ресторатор Александр Затуливетров. - С одной стороны, открываются хипстеры с едой в стиле джанкфуд, с другой - банкиры, депутаты, промышленники продолжают инвестировать обесценивающиеся рубли в общепит».
Многие рестораторы, впрочем, настроены более позитивно. «В рублевом обороте рынок падал два года, сейчас мы вошли в стагнацию. Сегодня рынок не растет, но и не падает, - уверяет Алексей Фурсов, совладелец крупнейшей в России сети ресторанов японской кухни «Евразия» (основана в Петербурге в 2001 г.). - Стали развиваться новые направления, появились новые рабочие места: локальное производство, переработка, экспорт. Еще год назад у населения был шок, теперь паника прошла».
Патриархи рынка
Большая часть ресторанных групп Северной столицы - пересчитать крупные хватит пальцев двух рук - начинали свой бизнес в 2000-е. В 2001 г. открылся ресторан Probka, положивший начало группе Probka Family. Сегодня у компании семь ресторанов. Лицо бренда - Арам Мнацаканов считается в городе пионером в продвижении итальянской кухни.
Компания Food Retail Group, присутствующая на рынке с 2003 г., развивает две сети формата casual dining -японскую «Две палочки» (23 точки в Питере) и итальянскую «Марчелли'в» (десять точек), а также одиночные заведения - «Большая кухня» в ТРЦ «Галерея» и Biblioteka, трехэтажный проект на Невском проспекте.
История StroganofT Group началась в 2007 г. со стейк-хауса в североамериканском духе StroganofT Steak House. Второй флагманский проект компании - посвященная русской кухне «Русская рюмочная № 1», соседствующая с Музеем водки, куда традиционно возят иностранных туристов.
Группа ReCa появилась на петер-буржском рынке в 2009 г. Среди 19 ресторанов выделяются ностальгические «Квартирка» (три), пивная сеть Munhel (семь), мясной Steak Story.
Italy Restaurants Group, организованная в 2010 г. бывшими поваром и менеджером группы Probka Михаилом Соколовым и Тимуром Дмитриевым, развивает два направления: рестораны итальянской кухни и бельгийские гастропабы.
Лидирующее положение на ресторанном рынке Петербурга занимает компания Ginza Project (учредители Дмитрий Сергеев и Вадим Лапин), победное шествие которой по двум столицам началось в 2003 г. с одноименного заведения на Аптекарском проспекте. 45 ресторанов компании в Петербурге работают во всех сегментах, от стрит-фуда до fine dining. Ginza вот уже с десяток лет задает вектор развития общепита в городе: концепции компании, дизайн, акции и даже стиль продвижения в соцсетях копируют многие. Основа бизнеса компании -рестораны в стрит-ритейле, при этом девять заведений работают в торговых комплексах. Одним из последних открытий стал первый ресторан при гостинице - кавказский «Маймун» в «Рагк Inn by Radisson Прибалтийская».
Айда на шефа!
Мода на гастробары в Петербурге не проходит вот уже пару лет. Началась она с Duo Gastrobar - ресторана на 25 посадок без интерьера, который в начале 2013 г. открыли всего за 4 млн руб. два шеф-повара -Дмитрий Блинов и Ренат Маликов. Заведение быстро стало популярным: в выходные дни столики оборачивались по шесть-семь раз. С тех пор искушенная петербургская публика потихоньку стала ходить в рестораны на шефов.
В креативную поварскую элиту города сегодня входят тот самый Дмитрий Блинов, недавно открывший второе заведение Tartarbar, Евгений Викентьев («Винный шкаф» и Hamlet & Jacks). Уловив тренд, ресторан под шефа - Александра Белькови-ча - открыла и Ginza Project: креативное узкое меню «Белки» разительно отличается от предложения других ресторанов компании.
Шеф-повар Игорь Гришечкин представляет ресторан «КоКоКо», отвечающий в Петербурге за основанную на локальных продуктах новую русскую кухню. В начале года заведение, на популярность которого работает лицо соучредителя - артиста Сергея Шнурова, сменило прописку, разместившись в отеле W St. Petersburg на Вознесенском проспекте, на месте бывшего ресторана Алена Дюкасса.
Добираются гастрономические концепции и до спальников. Шеф Сергей Фокин открыл Four Hands на проспекте Космонавтов, а Эдуард Мурадян взял в управление сразу два помещения кафе и ресторана «Новый свет» в здании апарт-отеля на улице Хошимина.
Гастрозаведения отличает невысокий - плюс-минус 1200 руб. - средний чек и узкое подвижное авторское меню. Чтобы выжить, гастробары зачастую работают на поток и с небольшой маржей.
Наследие хипстеров
Пожалуй, наиболее заметная примета времени в Петербурге - бургерные и шаверменные. То, что надоело Москве вчера, пришло в Северную столицу. Ketch up Burger, Pita's, «Бюро», Union, City Grill Express, Corner Kebab и Frank -список похожих открытий последних двух лет далеко не полон. Все это заведения, где сделали ставку на внезапно модные блюда из мяса и теста - бургеры и шаверму. «Все началось с хипстеров: 20-30-летние бородачи без определенного места работы стали собираться вместе и есть привокзальную еду, которая прежде была уделом алкашей и гастарбайтеров», - иронизирует Александр Затуливетров.
На смену сетям и маститым рестораторам пришли бесстрашные новички -отсутствие опыта не помешало им громко заявить о себе на ресторанном рынке. Этому в том числе способствовали фестивали «О да, еда», Ресторанный день и другие, где неофиты от общепита увидели, что готовить и продавать еду нестрашно и иногда рентабельно, а заявлять формат фастуда или стрит-фуда вполне безопасно - ожидания гостя, скорее всего, оправдаются.
Вложения в Corner Kebab, фастфуд на улице Рубинштейна с площадью 40 кв. м и титульным продуктом шавермой, по словам совладельца Игоря Антоненко, составили всего 3 млн руб. При этом небольшое заведение с начертанными прямо на панорамных окнах ценами и бьющим с порога мясным ароматом выглядит абсолютно по-европейски. После путешествий по Лондону и Шанхаю Антоненко с партнерами хотели строить лапшичную, но передумали, увидев больший потенциал в шаверме. Перед открытием слетали в Берлин, чтобы своими глазами посмотреть, как крутят денер-кебабы.
Взглянуть на сытную и технологически несложную шаверму серьезно многих заставил успех «Бекицера», который в начале 2015 г. открыли на той же улице Рубинштейна Павел Штейнлухт и Илья Базарский, имеющие в портфолио успешный бар «Терминал». Стрит-фуд-бар с израильской кухней и средним чеком в 500 руб. полон под завязку с утра и до ночи; швармы, как на израильский манер величают шаверму учредители, по цене 260 руб. продают порядка 8оо порций в неделю.
Frank. Pubs, rolls & bar с начала лета работает на Петроградской стороне при кинотеатре «Мираж Синема». Заведение по мотивам популярного американского сериала «Карточный домик» родилось силами учредителей проекта Pita's и бывшего шеф-повара проекта Ketch up Burger. «В какой-то момент люди перестали испытывать желание оставлять в заведении три-четыре тысячи за вечер, - говорит шеф и соучредитель Виталий Воробьев. - И взгляды молодых людей, порой неофитов в общепите, обратились к заграничным концепциям. Мы продвигаем два монопродукта - ребра, говяжьи, бараньи или свиные, и шаверму, последней берут в три раза больше. Себестоимость порции 80 руб., наценку имеем в 200%, это немного». Воробьев не скрывает, что постигать нюансы приготовления шавермы пришлось быстро и на ходу, в том числе по роликам на Youtube.
Развивать демократичный формат на стыке ресторана фри-фло и магазина готовой еды первыми в Петербурге стали создатели «Чайной ложки» Михаил Августин и Борис Крупкин; сегодня в питерской сети Market Place работают 12 точек, одна из флагманских - в ведущем торговом центре «Галерея». Весной 2014 г. Ginza Project открыла в ТК «Стокманн» похожий проект ObedBufet. Сходство налицо: помимо линии раздачи в торговом зале обустроены отдельные станции, за которыми повара устраивают кулинарное нон-стоп-шоу; в меню собраны популярные блюда из многих кухонь мира; средний чек -600-700 руб. Проекты рассчитаны в первую очередь на молодую аудиторию, так как подразумевают самообслуживание.
Демократизация проходит по всем фронтам: крупные холдинги, ранее работавшие исключительно в fine и casual-dining, пробуют силы в фастфуде. Так, Food Retail Group («Две палочки») весной открыла на углу Невского и канала Грибоедова фастфуд «Кулёк» с бургерами, шавермой, хот-догами и средним чеком 250 руб.; первый «Кулёк» работает на Сенной площади уже год. Грузинские бургеры и хот-доги предлагают в Moko Burger - фастфуде от Ginza Project на пешеходной линии Васильевского острова.
Растет и количество булочных-пекарен, предлагающих хлеб, горячую выпечку и кондитерские изделия, которые выложены в витрине. «Цех85», «Бублик», «Пражские булочные», «БулкаХлеба», «#мука» - такие характерные названия дают небольшим пекарням шаговой доступности с ограниченным количеством посадочных мест, которые как грибы растут в центре и спальных районах. Базовое отличие новых пекарен от таких старожилов рынка, как «Буше», Garcon или «Волконский», которые вместе с выпечкой так или иначе продвигают кофейную культуру, -в более низких ценах: средний чек здесь составляет 150-200 руб. Самый яркий пример - «Булочные Вольчека», которые развивает бизнесмен Филипп Вольчек: за два года в Петербурге открылось 30 булочных-пекарен, где можно перекусить куском пирога с американо за 80 руб. Без собственного производства такие цены поддерживать невозможно, и производство у «Булочных Вольчека» есть.
Кризис налицо
Из-за общего падения платежеспособности населения страдают все - и фастфуды, и премиальные рестораны. Рестораторы вынуждены искать баланс между постоянно растущим фудкостом и лояльностью гостей, которые могут уйти из-за высоких цифр в правой колонке. Многие отказываются от привычной наценки в 300% во имя оборота: потерял в наценке - приобрел лишних гостей.
Анна Сотникова курирует 15 ресторанов восточного направления Ginza Project, из них два «Баклажана» работают в ТК, остальные - в стрит-ритейле. Восточные заведения, основанные на меню с грузинскими и среднеазиатскими блюдами, компания тиражирует с первой открытой в 2009 г. «Мамалыги»: любовь народа к хачапури, харчо, кутабам и плову не угасла с советских времен. «Проходимость в каждом ресторане индивидуальна: если ресторан работает в ТК, летом цифра падает, а осенью, наоборот, повышается; с открытием в сезон летних террас повышается выручка у заведений в стрит-ритейле. В стабильные времена я вижу своей задачей ежемесячное увеличение потока на 10%. Сейчас, в условиях кризиса, нужно сохранять поток на одном уровне. Нам это удается», - рассуждает Сотникова. В целом средний чек по всем восточным заведениям, по словам Анны Сотниковой, снизился на 20%.
StroganofT Steak House имеет репутацию классического стейк-хауса. «За последние два года средний чек вырос из-за повышения цен на продукты и составляет 2700 руб., но и при средней проходимости 9000 гостей в месяц мы стали меньше зарабатывать, чистой прибыли недополучаем 40%, - делится вице-президент StroganofT Group Леонид Гарбар. - На премиальные стейки мы ставим наценку меньше 200%. Если сделать наценку 300%, гость перестанет их покупать».
Падают заработки и в самых бюджетных сегментах рынка - так, у федеральной сети Killfish discount bar (80 действующих по франшизе точек по России) в Петербурге осталось 14 работающих баров. Сеть, основанную на демпинговых ценах и сетевом маркетинге, запустили в Северной столице в предыдущий кризис 2008 г.; по словам совладельца Дмитрия Костяхина, тогда основными гостями дешевых баров были уволенные менеджеры. Сегодня причина оттока гостей скорее в падении общей платежеспособности населения: цены на жизнь поднимаются, и на бары и рестораны денег уже не остается. «За последний год потоки сократились и прибыли немного упали, за год мы закрыли в Питере три бара. Многие наши гости - студенты, частично на родительском иждивении, и вот мама как получала свои 40 тыс., так и получает, а цены в «Дикси» за последний год подросли на 20%, - говорит Костяхин. - Средний чек и количество уникальных гостей у нас остались на прежнем уровне, сократилось количество посещений: раньше гости могли позволить себе выпить четыре раза в неделю, а сейчас два». Почти все форматы испытывают трудности в связи с эмбарго - за исключением тех, кто изначально, как «КоКоКо», ориентировался на отечественный продукт. Трудней всего приходится итальянским ресторанам, концептуально завязанным на итальянские продукты. Но и во многих заведениях со смешанным меню не согласны работать с сырным продуктом и возят пармезан и прочую запрещенку из соседней Финляндии.
Но положительные моменты в эмбарго все же есть. Пожалуй, сильней прочего они заметны на двух категориях продуктов: рыба и мясо. Пару лет назад невозможно было предположить, что судак и сиг появятся в каждом втором меню, заменив собой сибаса и дораду. Теперь же в Питер активно пошла рыба из Сибири, Мурманска, Черного моря и с Дальнего Востока.
Что касается премиальной говядины, мясные концепции - «Блок» от столичного ресторатора Александра Раппопорта, «Рибай» от Ginza, StroganofT Steak House, Red. Steak and Wine -не испытывают проблем с продуктом, проблема лишь в ценах на него. Как правило, выбор делается между компаниями «Мираторг» и «Заречное», часто в ресторане сотрудничают сразу с двумя поставщиками - для подстраховки и видимости конкуренции. Ввиду их высокой маржинальности во многих меню прописались альтернативные стейки, и гости выучили названия «фланк» и «скерт».
Весь мир в тарелке
В чистом формате в Петербурге по-прежнему работают единицы. Кризис вынуждает рестораторов предлагать гостю все и сразу - «Калифорнию», карбонару, селедку под шубой и вок с кальяном. Принято считать, что смешанное меню ввела в обиход Ginza - начиная с первого одноименного ресторана, в котором с открытия подавали суши и узбекские лепешки. «Если бы у нас в кавказских ресторанах в меню были только хачапури, сациви и пхали, к нам бы ходило меньше гостей, кухня хоть и родная, но не всегда хочется есть постоянно одно и то же, - уверена Анна Сотникова. -Мы даем гостю выбор: европейские позиции, такие как дорада с киноа или привычная гостю паста, есть везде, также во многих ресторанах наряду с европейскими блюдами предлагаем японский раздел». Иметь широкое меню - немаленький расход на заработную плату, признается Сотникова, но в компании сознательно на это идут.
В компании «Буше», которая начинала в 1999 г- как пекарня-кондитерская и сейчас имеет 25 стационарных точек и девять автофургонов, полтора года назад решили диверсифицировать кухню. Теперь девять точек, на которых организована открытая кухня, по сути, являются городскими кафе с узким меню, где готовят пасту, рыбу с ризотто, салаты и закуски. Плюс на одной из флагманских точек запущен первый в сети «Бар в Буше» - на втором этаже по адресу на канале Грибоедова работает винный бар. Доля гостей «Бушерии» (так в компании называют меню кухни), по словам коммерческого директора Романа Певзнера, достигла 20% от общего числа гостей.
Ресторанные магистрали
Кто-то как огня боится потока разовых гостей на главном проспекте города, для кого-то Невский остается притягательным. Так, ресторатор Николай Митчин (Beer Family Project) считает, что в кризис надо открываться в самых центральных локациях. «За последние непростые полтора года мы открыли пять заведений на Невском проспекте. Открываться на главной городской магистрали в трудные экономические времена -это своеобразная страховка: если здесь не заработаешь, то тогда где? Турист с накопленными деньгами приезжает в Питер и идет куда -на Невский! Доля постоянных гостей в этих заведениях порядка 30%, люди живут и работают рядом».
Но эпитет «ресторанный» носит в Питере не Невский, а улица Рубинштейна: сейчас на ней работают 53 заведения на любой вкус и кошелек, от стритфуд-бара «Pedro & Gomez у Ларисы» до премиального китайского Tse Fung. Судьба последнего вместе с двумя заведениями лакшери-сегмента Buddha bar и II Lago в связи с арестом главы компании «Форум» Дмитрия Михальченко остается под вопросом, но пока рестораны работают. И последняя хорошая новость: по данным Ростуризма, Россия в 2016 г. впервые вошла в десятку самых посещаемых иностранными туристами стран, заняв 9-е место, и локомотивом роста стал Санкт-Петербург, увеличив турпоток на 6% по сравнению с прошлым годом. Самыми рекордными темпами растет турпоток из КНР - на 50% ежегодно. С апреля по июнь 2016 г. Питер посетило более 20 тыс. китайцев. Результат предсказуем: рестораторы срочно вводят меню на языке Поднебесной.
Источник: FoodService №08 2016 г.