Работу механизаторов можно разделить на две категории круглогодичная и сезонная. Круглый год работали в основном трактористы, занятые в животноводстве, в совхозных строительных бригадах и в сельских ЖКХ. Что такое работать трактористом в животноводстве – это в первую очередь работа без выходных, в любую погоду зимой и летом. В стойловый период нужно вовремя завести корма, сухую подстилку, вывезти телеги с навозной жижей из под наклонных ТСН.
В летний период, когда большая часть совхозных КРС находится на летних дойках и кормится свободным выпасом, начинается заготовка кормов. В общем, работа в животноводстве не из легких, но она компенсируется хорошим заработком круглый год 250-300 рублей в месяц по советским временам, вполне достойная зарплата. Основная часть механизаторов занята в основном в полеводстве.
Высокие заработки они стараются обеспечить себе в период от снега до снега. Это, когда на полях сойдет снег и боронование с последующей посевной, затем, заготовка кормов, уборка и вспашка зяби и так до «белых мух». Обычно за каждым механизатором был закреплен гусеничный или колесный трактор и комбайн так, что больших перерывов, чтобы настроиться на другую работу, фактически не было.
Закончилась посевная, цепляешь лущильник и обрабатываешь пары. Если на колесном тракторе, то гербицидами «давишь» сорняки по свежим всходам. Всем механизаторам находилась работа. Трактористы и комбайнеры в этот период старались добиться наивысшей выработки, а значит и зарплаты, которая составляла в это время 300-500 рублей. Но , вот поля покрывались снегом, земля замерзала, наступало время ремонта и подготовки тракторов, агрегатов к новому сезону.
Понятно, что всех трактористов в ремонте не задействуешь, МТМ и бригадные гаражи не резиновые, поэтому, устанавливался график ремонта тракторов. Часть трактористов уходила в отпуск, часть распределяли на всевозможные работы, не связанные с ремонтом техники. Хорошим местом считалась работа в совхозной котельной, которая работала на угле и обеспечивала теплом жилые дома и соцобъекты поселка, да и зарплата была не плохой.
В ремонте механизаторы в это время получали поденку от 4-х до 5 –и рублей за один день, в зависимости от стажа и классности. Столько же получали трактористы на организованных в зимнее время курсах повышения квалификации. Самым неприятным считалось попасть на МТФ в качестве слесаря. У нас на бригаде было заведено, что каждый механизатор должен зимой отработать две недели на ферме.
Зарплата так же поденка, хорошо, если оборудование фермы новое, транспортеры не рвутся, поилки работают, и в рабочее время проводишь в красном уголке, играя в домино. Но так бывает не всегда, по закону «подлости» транспортеры рвутся в самые сильные морозы, и тогда приходится по локоть в холодный навозной жиже, искать обрыв и соединять ТСН. Как правило, по окончании «каторги» на ферме, всю спецовку приходится выбрасывать из-за въевшегося в нее запаха силоса и навоза, который не выведешь ни какой стиркой.
Как правило, после такой работы заниматься на бригаде ремонтом борон и секций лущильников не кажется скучным и утомительным, время зимы проходит не заметно. Поля, наконец, освобождаются от снега, и наступает время настоящей работы для тракториста, а значит и хороших заработков.