При чтении мы пропускаем, перелистываем описания, так как не терпится узнать, что дальше будет с героями. Интересно действие. А смысл – в природе.
Картина Шолохова
В романе «Тихий Дон» главный герой Григорий Мелехов демобилизован в армию и отправлен на фронт. Началась Первая мировая война. Первый бой дался Григорию нелегко – он убил австрийца, которого мог и не убивать (схватка закончилась). Человек, рождённый пахать землю и жить в донских степях. Убивает не только врага, но и человека в себе. Мир поблёк, всё вокруг стало нести отпечаток безысходности и смерти. Вот как пишет автор, что видит вокруг Григорий:
«Тяжелые солдатские сапоги трамбовали дороги, щебнили шоссе, взмешивали августовскую грязь.
Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали. По ночам за горизонтом тянулись к небу рукастые алые зарева, зарницами полыхали деревни, местечки, городки. В августе – когда вызревает плод и доспевают хлеба, – небо неулыбчиво серело, редкие погожие дни томили парной жарой.
К исходу клонился август. В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем, и издали похоже было, что деревья – в рваных ранах и кровоточат рудой древесной кровью».
Картина Есенина
Стихотворение «Кобыльи корабли»(осень 1919 г.) самое трагичное. Голод и разруха в стране – хаос и мрак в душе поэта. Не о том мечтала его крестьянская душа. Поэтические образы произведения сравнимы с апокалиптическим концом света.
Что делается в небе?
Если волк на звезду завыл,
Значит, небо тучами изглодано.
Что – на земле?
Рваные животы кобыл,
Черные паруса воронов.
Это реалистичная картина, которую видел Сергей Есенин на улице в Москве: трупы лошадей, облепленные вороньём.
Опять небо:
Не просунет когтей лазурь
Из пургового кашля-смрада;
Нежная лазурь и та с когтями! Воздух пурговый (думается, от слова пурга) кашляет смрадом.
Вновь земля:
Облетает под ржанье бурь
Черепов златохвойный сад.
Бури ржут (звучат голоса мертвых лошадей), сад золотой (осень), но с деревьев слетают не листья, а головы.
Стихотворение большое. Далее оно ещё мрачнее.
Что происходит с человеком в душе, то он и видит вокруг. У Пушкина «Унылая пора! (но) Очей очарованье!», у Шолохова – кровь, у Есенина – черепа.
Больше нет вопросов: зачем описывают природу в литературных произведениях? Если да, то пишите в комментариях.
Спасибо, что дочитали до конца. Пусть для вас осень каждую осень будет только золотой!