Сами осетины считают себя потомками алан и даже называют свою республику не иначе как Северная Осетия – Алания. Однако генетики и многие историки ставят под сомнением аланское происхождение осетин. Обо всем этом подробнее читайте в сегодняшней статье.
Осетины были одним из самых первых народов Северного Кавказа, которые добровольно вошли в состав России ещё в 1774 год. В Царское время Осетия была важна для России как единственная контролирующая стратегически важные перевалы в Закавказье, да и сами осетины были заинтересованы русскими, так как те тоже были христианами и боялись усиления мусульманской Турции.
Сегодня осетин в России насчитывается около 528 тыс., из них 460 тыс. проживают в Северной Осетии. Осетины один из не многих коренных народов Северного Кавказа, которые исповедуют христианство, также ни мало среди них и мусульман. Сами осетины считают себя потомками древних алан, однако в большинство учёных с ними не согласны, потому считают этот народ – кавказцами, которые стали ираноязычными в короткий период времени. Как мы видим сегодня, наблюдаются расхождения между официальной версией самих осетин с мнением профессиональных ученых. Но в чем причины такой путаницы и являются ли осетины аланами?
До присоединения к России осетины не были единым народом и делились на три основных субэтноса: иронцев, дигорцев и туальцев (кударцев). В период Царской России, а точнее после окончания Кавказской войны, осетинский город Владикавказ стал центром Терского казачьего войска, именно с этого момента многие осетины стали ассимилироваться с русским народом. В советский период Осетия была разделена на две части: северная осталась в составе РСФСР, южная – осталась в составе Грузинской ССР (до 2008 года), и осетины как народ стали терять свою национальную идентичность, что очень беспокоило осетинский старейшин. В итоге страх перед ассимиляцией с русским народом и потери национального самосознания привели к тому, что в 90-е зародилась красивая идея об аланском происхождении. Так в 1992 году совет старейшин осетин «Хистаерты Ныхас» приняли решение о переименовании народа и республики Северной Осетии в Аланию. Таким образом, признание аланства были не столько научными, сколько политическими шагами для сохранения и объединения осетинского народа. Но что об этом думают сами ученые?
Как показывают анализы захоронений древних останков, аланы были носителями гаплогруппы R1a, которая являетсяраспространителем генов светлой кожи и рыжих волос, поэтому на Кавказе она встречается очень редко. В то время как у современных осетин данная гаплогруппа (R1a) практически не встречается, таким с точки зрения генетики аланы не являются прямыми потомками осетин. Но как так получилось ,что осетины приняли у алан их язык и культуру?
Все дело в истории Аланского государства, которое образовалось на рубеже 9 и 10 вв., когда аланы смогли освободиться от влияния Хазарского Каганата. Алания было средневековым государством, и располагалась на территории Центрального и Западного Кавказа (район современной Северной Осетии и Кабардино-Балкарии). Основным народом, населяющим Аланию, были аланы – ираноязычный кочевой народ скифо-сарматского происхождения, также здесь проживали и предки адыгов. Аланы исповедовали православие, которое заимствовали от Византии и были процветающим народом, но их счастье продлилось не долго.
В 1230 году татаро-монголы вторглись на территорию Северного Кавказа и полностью разгромили Хазарию и Аланию. Оставшиеся в живых аланы были вынуждены спасаться от монголов в горах Кавказа, они постепенно смешались с местным населением, передав им свой язык и культуру.
Вывод. Таким образом, современные осетины не являются прямыми потомками алан. Осетины – это ираноязычные горцы, которые в период монголо-татарского нашествия заимствовали у древних алан их язык, культуру и веру. Но что имеет большее значение генетическое наследство или, же культурная преемственность, пусть каждый решает сам.
Итак, дорогие читатели делитесь своим мнением в комментариях, ставьте «лайки» и подписывайтесь на мой канал МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА