В конце XVIII века в России стали появляться игровые дома, от чего карты приобрели статус массового развлечения: крестьяне, дворяне и политики часто проводили за ними время. Немудрено, что вскоре карточные баталии стали появляться на страницах произведений. Читающий Котофей узнал правила самых популярных карточных игр, в которых случай и удача решали куда больше, чем хладнокровие и стратегия.
Винт
В середине XIX века, примерно в одно время с бостоном существовали игры вист и преферанс. Их сочетание привело к созданию еще одной карточной игры – винт.
Герои романа «Были и небыли» Бориса Васильева любили эту игру и даже придумали ей ласковое название:
«—…капитан Юматов опять всю ночь просидел над Спенсером, Шопенгауэром или еще над каким-либо очередным заумным немцем», — сказал Тюрберт. — И это вместо того, чтобы безмятежно играть в винт.
— Кстати, насчет винтика, — оживился майор».
Правила
В классическом варианте играли командами по двое. Для партии брали колоду на 52 карты и раздавали поровну по 13 штук каждому участнику. Определялись команды путем жеребьевки. Двое игроков, вытянувшие две младшие карты, садились друг напротив друга, образовывая команду. А игрок, вытянувший самую младшую карту, становился сдающим.
Герои повести «Большой шлем» Леонида Андреева, например, всегда хотели быть в одной команде:
«Толстый и горячий Масленников играл с Яковом Ивановичем, а Евпраксия Васильевна — со своим мрачным братом, Прокопием Васильевичем. Дело в том, что для нее и ее брата не представляло никакого интереса играть отдельно, друг против друга, так как в этом случае выигрыш одного был проигрыш для другой и в окончательном результате они не выигрывали и не проигрывали».
Винт строился на переговорах и розыгрышах. На стадии переговоров участники назначали взятки – решали, сколько карт они смогут побить у соперников за один кон. Для количества побитых карт придумали краткие обозначения: «раз» – 7 карт, «два» — 8 карт, «три» – 9 карт, «четыре» – 10 карт и «пять» – 11 карт. Понятие «малый шлем» обозначало 12 карт, а «большой шлем» – 13 карт.
После переговоров инициативу получала та команда, которая обязалась побить большее количество карт у соперника. При этом, даже если у команды есть «малый» или «большой шлем», она могла назвать меньшее количество побитых карт, чтобы не рисковать.
Такой момент описан в повести «Большой шлем» Леонида Андреева. Один из героев терпеть не мог, что его напарник не любит рисковать:
«Но самым ужасным для Масленникова в его партнере было то, что он никогда не играл больше четырех, даже тогда, когда на руках у него имелась большая и верная игра. Однажды случилось, что как начал Яков Иванович ходить с двойки, так и отходил до самого туза, взяв все тринадцать взяток. Масленников с гневом бросил свои карты на стол, а седенький старичок спокойно собрал их и записал за игру, сколько следует при четырех».
Как победить
После стадии переговоров начиналась сама игра. Участники клали по одной карте, масть били той же мастью или козырем. Взятку забирала та команда, чью карту не побили. В конце игры шел подсчет: команда, что первой набирала 500 очков, побеждала в партии. Но! Чтобы победить в игре и забрать куш, нужно было выиграть две партии. Поэтому у проигравшей команды всегда оставалась надежда.
Знаете ли вы похожие карточные игры? Пишите их названия в комментариях. Если вам понравилась эта рубрика, то прочитайте и про другие азартные игры XIX века. В моем цикле «Карты, деньги, два стола» есть тексты про штосс и бостон.
Кстати, у меня появился групповой чат Болтающий котофей. Если у вас есть вопросы, предложения по темам или просто желание поболтать - присоединяйтесь по ссылке.
Источники
Сальникова Л. Штосс, бостон и винт: во что играли герои русской классики
Шевцов В. Карточная игра в России