Эта несчастная река даже не может толком разлиться по весне. Загнанная в коллектор, она бежит под центром Новосибирска, забытая и неизвестная. И если раньше она привлекала древних кочевников, рыбаков, то теперь интересует исключительно диггеров.
В одной из прошлых публикаций мы рассказывали об улице Ипподромской и о том, что прямо под ней бежит подземная река, о которой многие даже не догадываются. Тогда мы немного пофантазировали о том, как мог бы выглядеть город, останься Каменка на прежнем месте. А сегодня поговорим о том, кто и как прежде жил на её берегах.
Конечно же, Каменка в коллекторе не целиком, только последние шесть километров. Она берёт начало в березняке неподалёку от посёлка Ленинский Новосибирского района, оттуда бежит между Советским и Витаминкой, широко разливается в селе Каменка, а оттуда, петляя через дачи, втекает в черту города.
Здесь, на окраине Дзержинского района, Каменка выглядит совсем не привлекательно: это одна из самых грязных рек, в неё направляют стоки многочисленные автомойки, да и просто жители окрестных домов заваливают берега хламом. Глядя на эту картину, непросто представить, что некогда река была живописной, а местами даже судоходной.
В коллектор она заходит в гаражах в районе улицы Лежена. Узницей подземелья Каменку сделали в середине прошлого столетия.
Новониколаевцы не были первыми, кто поселился на берегах Каменки. Задолго до возникновения здесь большого города эти места облюбовали люди эпохи неолита: там находили их топоры, керамические сосуды, наконечники стрел и, конечно, могильники.
Маленький парк (то ли совсем безымянный, то ли имени Кирова) в районе метро "Октябрьская" — вот стоянка древнего человека. На современных картах нет этого названия, но многие новосибирцы его знают. Это место — археологический памятник "Чёртово городище", земли, окутанные множеством страшных легенд.
Позже на высоких берегах Каменки жили чатские татары — три столетия спустя их потомки установили в парке мемориальный камень и предлагали открыть на этом месте музей под открытым небом, однако этого так и не произошло.
На месте нынешнего парка "Городское начало" могла бы быть настоящая стрелка, место впадения одной реки в другую. Из всех малых рек, текущих в Обь с правого берега, Каменка была бы самой крупной и полноводной. В начале ХХ века, когда окрестные земли чуть ли не в одночасье обрастали новыми дворами, водяными мельницами, избы инженеров-мостостроителей выстраивались в первые улицы, низовья Каменки были вполне судоходными. Где-то в устье даже находилась небольшая судоремонтная верфь.
Как следует из названия реки, овражистые берега её были каменистыми: здесь активно добывали стройматериалы на каменоломнях. И даже на старых снимках долину Каменки подписывали словом, непривычным для Западно-Сибирских равнин — "ущелье".
Дома, спускавшиеся в "ущелье" всё ниже, по весне страдали от паводков. Берега Каменки вообще прилично размывало в половодье. Избы оказывались затоплены по крышу, некоторые постройки течением и вовсе уносило прямо в Обь. Несмотря на то, что вода в Каменке была мутной и грязной практически круглогодично, в ней купались. И сегодня десятки современных новосибирцев наверняка вспомнят, как плескались в этой речушке.
И всё же тогда она приносила горожанам больше вреда, чем пользы. Мало того, что коварная и грязная, она ещё и слишком разделяла районы. Летом через Каменку перекидывали самодельные пешеходные мостки в две-три доски шириной, зимой перебирались по льду, но в межсезонье кварталы, до которых рукой подать, оказывались отрезанными друг от друга.
В 1915 через Каменку по "Алтайскому" железнодорожному мосту пошли поезда южного и кузбасского направлений. Этот путепровод до сих пор стоит на своих мощных каменных опорах на выезде с Ипподромской. А в 1926 берега связал автомобильный мост — Сибревкомовский.
По тем временам это было колоссальное сооружение: дорога бежала прямо над городом на высоченных опорах и была настолько широкой, что по ней могли ездить автобусы. Планировался там и путь для трамвая, но его так и не проложили.
По меркам современного Новосибирска сложно представить этот узкий обветшавший пешеходный мост автомобильным.
В шестидесятые реку начали переносить под землю, проще говоря, закапывать. Инициатором выступил академик архитектуры Борис Иофан.
Закрывать реку в подземный коллектор начали с устья: реку замывали земснаряды, добывавшие песок прямо с Обского дна. Чем дальше продвигались работы, тем длиннее становились трубы, по которым к месту замыва доставляли песок с речной водой. Словом, работа была проделана чудовищная, и немудрено, что процесс занял почти четверть века. Окончательно Каменка ушла под землю только в 1992 году.
Этот проект в корне изменил облик города. Снесли тысячи деревянных домов, полностью закопали три десятка оврагов, Обь, со дна которой забрали около 6 тысяч кубометров грунта, фактически "отхлынула" от берегов, обнажив стены набережной (а ведь волны могли плескаться у самых перил).
Сама же река продолжает бежать в подземном железобетонном тоннеле, словно наказанная за те паводки столетней давности, уносившие избы в Обь...
***
Читайте также: как затапливали старый Бердск и какие районы Новосибирска окажутся под водой, если прорвёт ГЭС.
А ещё подписывайтесь, чтобы не пропустить новые материалы.