В Брянской области в последние недели с каждым днём увеличивается количество инфицированных COVID-19. Опасная тенденция сейчас практически во всех регионах нашей страны, а также большинстве государств Европы, Азии и Америки.
Нам удалось связаться с Сергеем Галагановым, руководителем COVID-госпиталя, развёрнутого на базе Брянской областной больницы №1. Во второй раз молодой по возрасту, но уже достаточно опытный врач оказывается на передовой борьбы с опасной инфекцией. Он сравнил эти два периода распространения болезни, рассказал об уроках первой волны и особенностях сегодняшней ситуации.
Корр.: Летом, когда коронавирус отступил, вы снова стали работать по своему профилю, не как инфекционисты. Нам, жителям, не хотелось верить, что COVID придёт снова. Чем для вас, врачей, вторая волна отличается от первой?
Сергей ГАЛАГАНОВ: Да, когда первая волна отступила, люди забыли про необходимые меры безопасности. Перестали носить защитные маски, не обращали внимания на санитарную дистанцию. Начались безграничные контакты. Дети и внуки поехали к своим пожилым родителям, бабушкам и дедушкам. Необходимо отметить, что молодые люди могут вообще бессимптомно переносить коронавирус или он пройдёт как лёгкое недомогание. У пожилых людей течение болезни часто очень тяжёлое.
Во вторую волну к нам стали поступать именно такие, пожилые люди с тяжёлым течением болезни, осложнённым сопутствующими хроническими заболеваниями. Сахарный диабет, гипертония, избыточный вес — всё это добавляет тяжести в течение инфекционного заболевания.
Корр.: Получается, что во вторую волну болеют в основном пожилые люди?
Сергей ГАЛАГАНОВ: Заболевшие есть в разных возрастных группах. В любом возрасте коронавирус может приобрести тяжёлые формы, особенно если у пациента есть хронические болезни. Однако среди людей до 40 лет больше тех, кто болеет легко. В возрастной группе от 40 до 60 лет чаще заболевание бывает лёгкой или средней тяжести. Они могут лечиться под наблюдением врача амбулаторно. У людей старше 65 лет самые тяжёлые формы заболевания.
Корр.: В то же время, после первой волны у врачей появился опыт борьбы с инфекцией, выработаны алгоритмы. Они сейчас работают?
Сергей ГАЛАГАНОВ: Конечно, сейчас у нас есть клинический опыт. Весной это был совершенно новый для нас вирус, мы не знали, как будет проходить течение заболевания.
Сейчас мы уже на ранних этапах можем прогнозировать, как инфекция себя поведёт. Видя картину на КТ, мы можем предположить, как будет развиваться заболевание.
У нас сейчас существенно расширился спектр препаратов, есть различные схемы лечения, в том числе возможны комбинированные.
Корр.: Изменился ли распорядок работы медиков в «красной зоне»? Как там сейчас выстроена работа?
Сергей ГАЛАГАНОВ: Смена врача составляет 12 часов. В «красную зону» бригада заходит на 5-6 часов. Потом просто нужно менять костюм, его защитная функция рассчитана именно на такое время. Дальше средства индивидуальной защиты не будут так эффективны. Врачи делают обход, работают реаниматологи. Сидеть в красной зоне некогда. Спустя время коллеги меняют друг друга. Появляется минута для отдыха. Потом снова к больным.
Во время первой волны у нас уже сформировались бригады. Работа в них отлажена. Привыкли…
В завершение нашей беседы Сергей Александрович призвал жителей быть внимательными к себе и близким. Санитарные правила в сегодняшних условиях, что называется, написаны кровью. Если есть возможность обезопасить себя и самых близких людей, ею надо пользоваться. Нужно всегда носить и часто менять защитную маску, регулярно мыть или обрабатывать спецсредствами руки, не трогать руками лицо. Обязательно соблюдать социальную дистанцию. Это элементарные правила, которые помогут защититься от инфекции.
Следовать им нужно, чтобы не оказаться на «кислородной койке» в «красной зоне», где по 5-6 часов в защитных костюмах трудятся наши врачи. Сосудистые хирурги, нейрохирурги, кардиологи — в эти дни стали инфекционистами. Некоторые в промежутке между «первым ковидом» и «вторым» даже не успели сходить в отпуск, «выдохнуть». Но они уверены, что COVID мы победим, причём с минимальными потерями.
Фото: оперативный штаб Брянской области