Присаживаясь утром к столу стараюсь почту не трогать, случается и загляну. А не трогаю только потому что сбивает с настроя, сегодня именно такая ошибка допущена мною, читая отклик Натальи Гайваровской, она написала о художнике Баходыре Джалалове, принимаю решение потом, и как это часто случается обманув себя, не удержался.
Народному художнику Узбекистана, профессору кафедры монументальной живописи Национального института искусств и дизайна имени Камолиддина Бехзода Баходиру Джалалову присвоено звание академика Российской академии художеств в 2011 году. Работы Баходира Джалалова украшают частные и государственные коллекции в Узбекистане и за рубежом: они хранятся в Букингемском дворце, Британском музее, Государственной Третьяковской галерее, фонде Международной конфедерации союзов художников в Москве. Баходир Фазлетдинович, как и его творчество, разносторонен и многогранен. В его работах и преклонение перед мастерами итальянского Возрождения, и дань русским художественным традициям, и воплощение неповторимых среднеазиатских мотивов, и весьма удачные пробы в авангардизме.
Джалалов Бакодир Фазлетдинович (Баходир Джалал - Djalal Bahodir) родился в 1948 году в Ташкенте. В 1968 году закончил Республиканское художественное училище им. П.П. Бенькова. С 1968 по 1974 год учился в Ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. В 1974 году становится членом Союза художников СССР. По завершении образования Баходыр Джалалов занимается педагогической деятельностью, создаёт монументальные произведения в Узбекистане и за его пределами, активно участвует в художественных выставках в стране и за рубежом. В своей мастерской, находящейся в одном из центральных районов Ташкента, мастер не только работает, но и передает свои знания ученикам. Некоторые из них достигли удивительных результатов в рисунке и живописи
В юности, Баходыра, тогда еще начинающего художника, учащегося в Ленинграде, судьба свела с Марком Шагалом. Он приехал с выставкой своих картин и встретился со студентами Академии художеств.
"Мы сидели с вытаращенными глазами и слушали этого удивительного человека, - вспоминает Джалал. – Он сохранил чистоту, свет и детское восприятие мира, а главное, любовь, которую воспевал до конца своей жизни. Меня всегда поражал, этот великолепный с большой буквы художник, композитор и виртуозный интерпретатор человеческих душ".
О себе Баходыр Джалал говорит, что он человек, прошедший огонь, воду и медные трубы. Судьба в лице сильных мира сего была иногда благосклонна к нему, а порой не очень. В его жизни были и взлеты, и падения. Но этот человек, благодаря непрестанной работе над собой, постоянному стремлению к самосознанию и познанию мироздания, сумел с годами достичь внутренней гармонии, свидетельством чему является вся его жизнь.
Полная версия ст. от 24. 09. 2013. "Я один из вас... художник Баходыр Джалал" а также как дополнение:
Народный художник Узбекистана (1991г.)
Лауреат Государственной премии СССР (1984).
Лауреат Государственной премии Республики Узбекистан в области литературы, искусства и архитектуры имени Алишера Навои (1991)
Член Академии художеств Узбекистана (1997г.)
Член Национальной Академии художеств Киргизии (1998г.)
Член Союза художников СССР (1974г.)
Возглавлял Союз художников Узбекистана (1987-1992гг.).
Основные произведения. Монументальная живопись: роспись в фойе столовой санатория «Чимиён» (Ферганская область, 1981г.); гобелен «Торжество человеческого разума» в дворце Дружбы народов; роспись в фойе музыкального драматического театра по мотивам произведения Шарафа Рашидова «Кашмирская легенда» (Карши, 24×5, 1983г.); роспись «Сбор урожая» в клубе насосной станции в Талимарджане (1983г.); роспись «Посланники вечности» в Доме кино (совместно с Джавлоном Умарбековым, 40×4 м, 1982—84гг. У(трачена при сносе здания в 2018 году под строительство Ташкент-Сити); фреска «Рождение танца» в бывшем концертном зале «Бахор» (1982г.); фреска «История узбекского театра» в театре города Коканда (ранее - драматический театр имени Хамзы) (1987г., по другим данным — 1989 г.); фреска «Сны Омара Хайяма» в дворце «Туркистон» в Ташкенте (30×16 м, 1993, утрачена).Фреска фреска «Золотой век» в здании школы (Бустон, 1988—89); роспись «Кортрейк 200» (Кортрейк, 1990).
Станковая живопись: «Закат Арала» (1987 ), «Индия. Вчера, сегодня, завтра» (1990), «Мифология 21 века» (1991), «Похищение Европы» (1993)
Портреты: Камиля Ярматова (1975), Мухиддина Рахимова (1980), Малика Каюмова (1984—1985), цикл «Великий путь» (портреты Ислама Каримова, 2014), включающий 5 полотен, среди которых: «Экология», «Нет любви выше любви», «Противостояние» («Солнечное затмение»), «Встречая новый день». Также портреты поэта Саида Ахмада, клоуна Акрама Юсупова, актрис Яйры Абдуллаевой и Тути Юсуп.
Работы представлены в государственных и частных коллекциях в Узбекистане и за рубежом: Букингемском дворце, Британском музее, Государственной Третьяковской галерее, фонде Международной конфедерации союзов художников в Москве.
Мне всегда приятно читать ваши отклики, нет поправлюсь, нам всем что являются друзьями страничек канала.