Найти тему
Живопись

«Три грации»: угадайте художника

Они странствуют сквозь эпохи по дорогам нашего коллективного бессознательного. Их триумфальное шествие пролегло по полотнам лучших живописцев мира, воплотилось в великом множестве картин, посвящённых трём юным девам, олицетворяющим прекрасное, доброе и светлое начало жизни. Со времён античного Рима и по сей день они известны как грации.
Фрагмент «Весна», 1482, доска, темпера, Галерея Уффици, Флоренция
Фрагмент «Весна», 1482, доска, темпера, Галерея Уффици, Флоренция
«Молодая женщина получает дары от Венеры и трех Граций», фреска, Лувр, Париж
«Молодая женщина получает дары от Венеры и трех Граций», фреска, Лувр, Париж

Манера их восприятия и написания существенно «дрейфовала» от века к веку, от культуры к культуре. Оставаясь по сути дела всё теми же верными спутницами богини любви Афродиты, стараниями разных художников они обретали всё новые и новые облики. По воле того или иного мастера Сияющая могла «трансформироваться» в Убеждающую, Благомыслящая — в Желанную, а Цветущая — в Преумножающую. Эти метаморфозы диктовал сам ход Истории, смена парадигм и формаций. К примеру: стараниями одного флорентийского мастера «основному составу» граций пришлось на время «потерять» одну из своих спутниц, «ужавшись» до дуэта Желания и Удовлетворения. О времена, о нравы. Даже по меркам нашего с Вами постмодерна такое художественное решение выглядит настоящим вызовом общественному мнению.

«Три грации", 1645, верхняя часть замка Zuylen
«Три грации", 1645, верхняя часть замка Zuylen

Можно смело утверждать: европейское изобразительное искусство буквально «пронизано» аллюзиями на трёх прекрасных граций. Их можно без труда узнать в сдержанных произведениях академистов и балансирующих на грани буффонады адептов рококо.

«Три грации», 1504-1505, дерево, масло, Музей Конде, Шантийи, Франция
«Три грации», 1504-1505, дерево, масло, Музей Конде, Шантийи, Франция
«Три грации», 1634, холст, масло
«Три грации», 1634, холст, масло

«Прожив» на белом свете как минимум двадцать пять столетий и в конце концов сменив шерстяные древнегреческие хитоны на вполне себе синтетические кофты и рваные джинсы, хариты-грации преобразились в наших с Вами современниц, украшающих более чем актуальные композиции. Сегодня, как и много веков тому назад, мастера изобразительного искусства продолжают переосмысливать вечную тему женской красоты, спасающей мир.

«Беление холста», 1917, холст, масло, Третьяковская галерея, Москва
«Беление холста», 1917, холст, масло, Третьяковская галерея, Москва
«Ода весне», 1927
«Ода весне», 1927

Понравилась статья и канал? Подпишись! Спасибо! nnart.site