Каждого из нас ждёт удача рано или поздно. Но иногда жизнь делает подарок в виде прекрасных родителей.
Берта была одной из трех дочерей высокопоставленного чиновника господина Моризо, префекта города Бурже. Когда девочке было 10 лет, отцу предложили престижное место в Счетной палате – и вся семья перебралась в Париж. Сестры получили разностороннее и на удивление глубокое образование, причем музыке, литературе и живописи уделялось особое внимание.
Берта Моризо – счастливая художница, которую поддерживали родители и которая росла в одном доме со своей самой большой подругой, коллегой-художницей, а в будущем любимой моделью – с сестрой Эдмой. Чтобы оценить тот подвиг, который совершили родители Моризо, построив в доме художественную мастерскую для девочек, нужно знать особенности эпохи. Это было время, когда женщинам запрещали учиться в школе изящных искусств, время, когда женщине неприличным считалось созерцать и тем более писать обнаженную натуру, а писать мужчину даже одетым не рекомендовалось. А они взяли и отдали Берту и Эдму учиться живописи в мастерскую к одному из метров – Камилю Коро. Но если учесть, что Берта была правнучатая племянница Жана-Оноре Фрагонара, живописца, творившего во второй половине 18-го века, становится понятен дух этой замечательной семьи.
Старшая сестра Берты Ив известна преимущественно как модель. В Метрополитен-музее хранится портрет женщины, написанный виднейшим представителем импрессионизма Эдгаром Дега.
Коро разрешает девушкам копировать свои пейзажи, дает бесценные уроки на пленэрах, а мадам Моризо лично сопровождает дочерей при каждом походе в Лувр. Берта и Эдма копируют картины великих мастеров, а мать своим присутствием оберегает их репутацию – ведь юным особам в одиночестве просто неприлично находиться рядом с художниками-мужчинами. Соблюдать эту жесткую грань между внутренней свободой и внешней раскованностью Берта Моризо сможет и самостоятельно – мать в качестве нравственного ориентира ей в жизни будет совсем не нужна.
Когда в 1869 году Берта Моризо знакомится с одним из главных людей в жизни – с Эдуардом Мане – она уже три года как успешная участница ежегодных выставок в Салоне. Но рядом с Мане снова станет ученицей и натурщицей, он вдохновит ее на новую живопись и напишет 14 ее портретов – и это будет долгая история глубоких, страстных и чистых отношений между двумя друзьями и единомышленниками, между двумя художниками, между мужчиной и женщиной. (Про чистые отношения можно спорить, но здесь я буду писать с этой точки зрения, никто из нас свечки не держал).