Наверняка у каждого инженера или управленца есть свои наработки, свой опыт решения рабочих задач. Есть он и у меня. Что-то я перенял у других, что-то придумал сам. Но в итоге у меня накопился довольно внушительный арсенал готовых решений (ну или полуготовых). Об одном из них я сегодня и хочу рассказать.
Рассказ будет на примере из жизни. Если кратко, то задача заключается в автоматическом управлении конвейером под номером 101.
Почему я в заголовке упомянул слова “инженерной” и “управленческой”? Да потому что я занимаюсь разработкой автоматизированных систем управления, и при этом ещё руковожу инженерами. То есть моя работа одновременно является и управленческой и инженерной. Несмотря на то, что я в основном управляю оборудованием, во многих случаях законы управления действуют таким же образом и на людей.
Ну так вот, одно из решений задачи может быть таким (точнее, это не решение, а путь к решению):
Я выделяю несколько основных направлений (ну или разделов) задачи. В моём случае это:
- Что мешает. Здесь пытаемся понять, что нам может помешать выполнить задачу. Как говорится, предупреждён, значит, вооружён. Зная, что нам может помешать, мы можем каким-либо образом устранить эти помехи.
- Что требуется. Здесь можно перечислить, например, основные цели, основные технические характеристики или функции системы.
- Организация. Здесь мы продумываем основные шаги (работы), которые нам потребуется выполнить, и, соответственно, организовать их выполнение.
- Риски. Любой проект содержит риски, которые могут привести к всевозможным нежелательным последствиям (от срыва сроков до краха проекта). Эти риски также лучше определить на начальном этапе работы над проектом.
Разумеется, количество и состав всех этих составляющих задачи (проекта) могут быть другими. Эта схема - лишь некое укрупнённое графическое представление задачи. Но у такого простого представления есть множество преимуществ, например:
- Не требуется много времени на создание такой схемы.
- Схему можно быстро изучить и понять основные смыслы и цели, а также риски и т.п.
- Графическое представление лучше воспринимается.
- Руководству совершенно неважно, как вы решите задачу, поэтому подробности ему не нужны. Руководству надо видеть именно картину в целом в самых общих чертах.
Разумеется, это лишь пример относительно простой задачи. В более сложных случаях потребуются более сложные схемы и решения.