1. Повторение- мать учения.
Называйте все, что делаете, все предметы дома, все явления на улице, предупреждайте, что сейчас придет папа, бабушка или гости.
2. Повторение за ребенком.
Вам кажется нудным и бесконечным лопотание «ду-ду-ду-ду»?
А попробуйте хором!
И тут же увидите, как весело это покажется вашему ребенку.
Затейте новую «песню» - «до-до-до».
Повторяет?
Продолжайте в том же духе, перебирая все гласные. Это прекрасная тренировка не только речевого аппарата, но и развивающая игра.
3. Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой.
Кончики пальцев и умение управлять своими движениями напрямую связаны с участками мозга, отвечающими за развитие речи.
Давайте для игры совершенно разные предметы – круглые, шершавые, ребристые, мягкие, липкие, шуршащие, гладкие и т.д.
Чем разнообразнее, тем лучше.
Не секрет, что многие дети предпочитают играть не дорогущими развивающими ковриками и играми, а обычными баночками с крышечками, ложками, коробочками, лоскутками и фантиками.
Огромной популярностью пользуются разноцветные пуговицы, нанизанные на нитку, которые можно перебирать наподобие четок. Предоставьте ребенку выбор!
4. Активный интерес пробуждают звуки животных и подражание им - «му-му», «ав-ав», «ква-ква» и т.д.
Попутно вы выучите многих животных, рассматривая картинки в книжках.
5. Общайтесь с «говорящими» сверстниками или иногда с разговорчивыми детьми постарше.
Желание подражать пересилит все неудачи.
6. Пойте песни!
Даже если у вас нет слуха и голоса.
7. Ритмичные, легко запоминающиеся стихи – это не только развлечение, но и обучение.
Стихи можно читать по 10 раз и каждый раз ребенок их слушает как первый.
Делайте вид, что забыли некоторые фразы в самом интересном месте, или продолжение и окончание – и вы их услышите.
8. Не игнорируйте попытки ребенка что-то вам рассказать.
Старайтесь слушать внимательно, глядя в глаза.
Можно удивляться, переспрашивать, поражаться «как?
Покажи-ка» и вообще делать крайне заинтересованный вид.
И вы обнаружите желание вашего ребенка рассказать вам все, что он видит и слышит. Особенно полезно, придя с прогулки, рассказать кому-нибудь из домашних, что произошло.
Например, папе.
Папа должен без конца поддакивать и удивленно переспрашивать.
9. Старайтесь не окружать игровое пространство годовалого малыша электронными игрушками, потому что ребенок становится пассивным наблюдателем за игрой, а не активным участником.
Исключаются фантазия, все действия (кроме нажатия кнопки или рычажка), и ребенок привыкает, что ни процесс, ни результат игры, от него не зависят.
Играйте мячами, машинками, кубиками, пирамидками, матрешками, а яркие сияющие изобретения оставьте на потом.