Найти тему
6000 миль до Голливуда

Бронкская история

Оглавление

(A Bronx Tale, 1993, США)

Чазз Палминтери: "Щазз я дам тебе тут беспределить!"
Чазз Палминтери: "Щазз я дам тебе тут беспределить!"

Нечасто, но случается и такое: один замечательный актёр пишет сценарий (изначально пьесу), а другой, не менее замечательный, напяливает режиссёрскую кепку и его экранизирует. Причём, что абсолютно немудрено, оба участвуют в своём совместном проекте и как актёры, и не на последних ролях, пусть кое-кто и в непривычном для себя амплуа.

Именно так было в начале 90-х с известными голливудскими итальянцами Чаззом Палминтери и Робертом Де Ниро. Первый сочинил автобиографическую "Бронкскую историю", а второй так ею проникся, что аж рискнул дебютировать на режиссёрском поприще. Плюс сыграть явно нетипичную для себя роль... до изжоги законопослушного гражданина и добропорядочного отца семейства!

Ладно, хоть Чазз напросился на привычное ему место гангстерского босса. Но и он опять-таки примерил на себя образ, который трудно назвать однозначно злодейским.
При том, что никакой романтизации бандитов тут нет... ну разве что самую малость. Просто такой уж, помимо отца, наставник и учитель жизни подвернулся главному герою фильма - сначала 9-летнему мальчишке, а затем 17-летнему парню по имени Калоджеро, живущего в Бронксе. И наблюдающего всю его уличную движуху буквально с расстояния вытянутой руки. А также не забывающего комментировать её закадровым голосом - уместное художественное дополнение, делающее образы всех героев ещё более глубокими и живыми.

Де Ниро-режиссёр: "Вот, мальчик, твой первый гонорар!  Только держи себя в руках, не покупай целую машину мороженого сразу".
Де Ниро-режиссёр: "Вот, мальчик, твой первый гонорар! Только держи себя в руках, не покупай целую машину мороженого сразу".

Мальчишеский и юношеский периоды взросления героя длятся в сюжете примерно одинаково. Отчего картина, подобно пьесе, тоже разбита на два акта.
В первом из них Калоджеро неторопливо знакомит нас с криминальными и бытовыми раскладами у себя на раЁне: кто тут держит масть, кто под кем ходит, кого надо принимать всерьёз, а кто просто шут гороховый. Само собой, главный авторитет у пацанчика его папа (Де Ниро), однако на этом поле уже разворачивается серьёзная конкурентная борьба. Потому что мафиозный босс Сонни (Палминтери) почти всё время у Калоджеро на виду (его семья живет рядом с баром, где тусит "братва"), вся округа боится и уважает этого человека, и как тут малолетке не мечтать стать таким же крутым и чисто-конкретным?

Понятно, что это соседство могло в любой момент обернуться всем, чем угодно. И, естественно, "что угодно" однажды случается.
Не буду спойлерить, хоть кино и немолодое, скажу лишь, что после того кровавого инцидента Сонни не только узнал о существовании 9-летнего Калоджеро, но и даже зауважал того за его "правильные понятия". Ну а где уважуха, там и внимание, подай-принеси и всё такое. И, разумеется - мощная конфронтация с родным папенькой, явно не желающим сыну ни такого лучшего друга, ни такого будущего.

Как бы от ни было, но восемь лет спустя мы застаём Калоджеро уже в полном подчинении у Сонни, вожаком своей маленькой молодежной банды. После чего сюжет переходит на новый, более захватывающий и драматичный виток. При том что сцена остаётся всё та же: знакомые по первому акту, улицы Бронкса с редкими выходами за его пределы.
А большего здесь и не требуется.
За два часа эта криминальная история, почти не сходя с места, успевает поведать нам большую и интересную притчу. Вдобавок рассказанную безупречно красивым художественным языком, отчего даже жаль, что с той поры Де Ниро и Палминтери больше не работали именно в таком творческом тандеме.

Оказывается, даже "распальцовка", и та не русское изобретение! Да что ж такое!
Оказывается, даже "распальцовка", и та не русское изобретение! Да что ж такое!

***

В общем, да, конечно,"Бронкская история" не настолько жесткая и кровавая, как ленты Скорцезе той поры, но всё равно, она тоже весьма яркая и, скажем так, более жизненная. А также богатая на детали эпохи 60-х, коими густонаселенный Бронкс у Де Ниро насыщен до предела.

И пусть сегодня эту картину вспоминают не столь часто, как другую классику гангстерского жанра 20 века, к счастью, она тоже ни на йоту не устарела и доставляет огромное удовольствие на каждом пересмотре. Конкретно в моем случае - уже пятом или шестом.