Найти в Дзене
Голос Армении

ВОЕННАЯ ТАЙНА

О ней не знал только Верховный главнокомандующий

О войне, которую мы вчистую проиграли, будет написано много. Особенно когда все уляжется, и многое прояснится. Однако одно следует сделать уже сегодня – задать, возможно, самый главный вопрос…

Так получилось, что мне удалось пообщаться со многими ранеными военными, которые буквально в первые же дни войны в Арцахе начали поступать в ереванские медицинские учреждения. Сразу скажу, что многие были как бы не в себе, контуженные, испуганные увиденным на фронте, говорили сами с собой, в глазах лихорадочный нездоровый блеск. То, что они рассказывали о пережитом – повторимся, в первые же дни войны – было невероятно.

ВОЙНА В ОСНОВНОМ БЫЛА БЕСКОНТАКТНОЙ. И бестолковой. Бойцы оказывались под ударами с воздуха, слева, справа – и гибли, получали ранения, даже ни разу не увидев врага. Нам официально сообщали, что после первых дней тяжелых боев главное, что удалось сохранить, - это управление войсками, связь между подразделениями. Но раненые твердили совсем другое – ужасное. Полное отсутствие координации в войсках, брошенные без управления и приказов отдельные подразделения, которые просто не знали своих задач. В общем настоящая анархия и мясорубка.

Конечно, были и герои. Много героев, которые даже в такой ситуации не теряли головы и самообладания, нанося противнику болезненные удары. Но в целом, как следовало из слов бойцов, ситуация с самого начала сложилась проигрышная. И много эпизодов предательства. Не трусости, не дезертирства, а именно измены.

Вот командир ни с того ни с сего приказывает своему подразделению, только-только занявшему позиции, отойти на запасной рубеж. Солдаты в недоумении, но выполняют приказ. Через короткое время новый приказ… снова занять прежние окопы. Подразделение выдвигается на позиции, а там уже их поджидает противник, бесшумно и без боя занявший оставленный рубеж. Как будто специально сделали…

Война была технологической, 5-го поколения, но противник широко использовал методы диверсионно-разведывательной деятельности еще времен второй мировой. Помните, как в жестко ограниченную военной цензурой прессу буквально прорвалось короткое сообщение о том, что азербайджанцы используют военную форму армянской армии? Тогда официальный представитель Минобороны Армении нехотя подтвердил этот факт, но, привычно сославшись на военную тайну, тем и ограничился.

А наши раненые тогда рассказали мне один эпизод. Какой-то лейтенант вел подразделение бойцов к Гадруту, но вдруг на каком-то этапе 50-километрового перехода, оказавшись в лесу, приказал солдатам сбросить на землю армейские куртки – мол, они будут только мешать при длительном движении. В результате бойцы в холод остались налегке. А через короткое время заметили впереди какой-то отряд в форме военнослужащих армянской армии. Остановились, однако с той стороны на армянском призвали их подойти. В общем это оказался переодетый в нашу форму отряд противника, который перебил почти все наше подразделение. А оставленные армейские куртки явно предназначались для другого диверсионного отряда. Лейтенант-предатель в какой-то момент попросту пропал. Рассказывали также множество случаев, когда из-за паники армянские подразделения открывали огонь друг против друга, полагая, что перед ними переодетый противник…

ПОНАЧАЛУ Я НЕ ОСОБЕННО ДОВЕРЯЛ ВСЕМ ЭТИМ РАССКАЗАМ, приписывая их ранению военнослужащих, в первые же дни столкнувшихся с жестокостями войны, их шоковому состоянию. Тем более, что официальные сообщения военных никак не вязались с ними. Была, правда, идея все-таки оформить в статью некоторые из этих ужасных рассказов, однако военное положение и наложенные на СМИ жесткие ограничения вынудили отказаться от этой идеи.

В результате имеем то, что имеем. О реальной ситуации на фронте и, в частности, о падении Шуши и угрозе потерять Степанакерт нам сказали чуть ли не в последний день войны. И это при том, что в Арцахе на тот момент находились более 20 тысяч армянских военнослужащих, а указанные города оборонять пришлось нескольким сотням бойцов. А до этого, более 40 дней положение, согласно официальным источникам, было не то что блестящим, но вполне себе сносным. И все каждый день ждали новостей о переломе в ходе войны и смертоносной контрнаступательной операции армянской армии.

А теперь тот самый главный вопрос, ради чего и была написана эта статья. Неужели провозгласивший себя Верховным главнокомандующим персонаж не знал с самого начала, буквально с первых же дней войны то, что знали даже 18-летник мальчишки, которые на мой соответствующий вопрос (еще раз повторим: в первые же дни войны), удастся ли нам удержать Арцах, однозначно и категорично, даже не задумываясь, отвечали отрицательно? Тогда и выводы, и результаты могли бы быть совсем иные. Между тем премьеру Пашиняну на то, чтобы осознать очевидное, понадобились целых 44 суток. И неисчислимые жертвы и разрушения, необратимые территориальные потери…

Ашот АРАМЯН

https://golosarmenii.am/article/100312/voennaya-tajna